Как одеваются девушки в таджикистане. Три "нельзя" каждой таджикской девушки. Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Таджикистан / Общество / Семь привычек таджикских жен, которые понравятся любому мужчине

Чтобы быть настоящей восточной женщиной мало родиться в этой стороне света и обладать характерной внешностью; для соответствия этому определению женщине полагается следовать строгим правилам поведения.

Партнер «Азия Плюс» «Открытая Азия онлайн» собрала некоторые привычки таджикских женщин, которые в нашем регионе традиционно имеют восточные жены.

Обращается к мужу на «вы»

Практически все таджикские женщины, за редким исключением, обращаются к своему супругу на «вы», и называют своих мужей не по имени, а «хозяин», «отец моих детей» и т.п. Впрочем, на севере Таджикистана и мужчины, и женщины обращаются на «вы» ко всем без исключения, даже к своим маленьким детям.

Любая таджичка умеет хорошо готовить

Таджикская женщина, которая не умеет готовить, причем не просто готовить, а творить настоящие кулинарные шедевры, это нонсенс. Любая таджичка отлично справляется с тестом и может приготовить вкуснейший плов. Матери с детства прививают своим дочерям любовь к кулинарии, потому что, если молодая девушка, придет в дом к мужу без этих навыков, то позор падет на всю ее семью.

Кстати, также виртуозно таджички справляются и с другими домашними обязанностями, будь то глажка белья или уборка дома.

Семья невесты покупает одежду для жениха

Покупка наряда для жениха на свадебную церемонию – это обязанность семьи невесты. Более того, весь необходимый для семейной жизни домашний скарб, включая мебель, также приобретается за счет родителей невесты; от жениха требуется только жилье. Поэтому, зачастую перед свадьбой, родственники девушки, приглашая гостей на церемонию, заказывают им подарки. Например: семья Искандаровых – ковер, семья Исмоиловых – кухонный комбайн и т.д.

Никогда не остается с другим мужчиной наедине

Даже если этот мужчина родственник. Таджикская жена пустит в дом мужчину только при условии, что она не одна. В противном случае, даже родному брату мужа вход в квартиру заказан: «ждите хозяина». И до сих пор, на любом мероприятии женщины и мужчины в Таджикистане традиционно сидят за разными дастарханами, в разных комнатах. И обслуживанием мужского дастархана (подавать блюда на стол, убирать грязную посуду) занимаются мужчины.

После рождения ребенка 40 дней живет у матери

Из роддома таджикская жена отправляется домой к своей матери, особенно если родился первенец. Здесь она проживет ровно 40 дней, в течение которых мать научит дочь всем премудростям обращения с малышом; кроме того, все необходимое для первенца за свой счет приобретет семья женщины. После такого мастер-класса, муж никогда не увидит беспомощности жены в общении с младенцем, ведь следить за ребенком – прямая обязанность женщины.

Ничего не делает без согласования с мужем

1915 7-06-2016, 07:23

Гардеробные инициативы: как одеваться таджикским женщинам?

ENG RUS KZ


В Таджикистане вновь решили заняться стилем одежды женщин и девушек. Теперь инициативу в свои руки взял Комитет по делам женщин и семьи. С работниц рынков и торговых центров начнут в первую очередь. Что предлагают госорганы и как относятся к данной инициативе сами женщины, разбирался корреспондент «АП».

Женщины взяли инициативу в свои руки

Глава Комитета по делам женщин и семьи Идигул Косимзода решила лично взяться за упорядочение одежды девушек и женщин в общественных местах. В частности, 24 мая Косимзода провела встречу с представителями министерств образования, здравоохранения, внутренних дел, Госкомитета национальной безопасности и администрации рынков и торговых центров. Как сообщается на официальном сайте комитета, главная цель встречи - не допустить подражания женщин и девушек чуждому для Таджикистана стилю одежды и научить их культуре одеваться.

«Во время встречи глава комитета говорила о том, что необходимо предпринять меры касательно продажи продукции, пропагандирующей чужую культуру. Она призвала представителей органов и рынков обратить внимание на стиль одежды их сотрудниц и усилить контроль для предотвращения подражания чужой культуре со стороны женщин и девушек», - отмечалось на сайте Комитета.

До этого вопрос о чуждой одежде уже не раз поднимался на различных уровнях, но на улицах девушек и женщин в «чуждой» одежде не стало меньше.

Поговорить лично с главой Комитета по делам женщин и семьи о ее инициативе сейчас нам не удалось. Но ранее в интервью «АП» Идигул Косимзода уже отмечала, какая именно одежда считается своей, а какая чужой.

«Власти пропагандируют ту одежду, которую носили наши матери и бабушки. Я сама стараюсь чаще надевать национальную одежду», - сказала И.Косимзода. При этом, отвечая на вопрос, относят ли европейский стиль одежды к чуждой культуре, она подчеркнула, что к европейскому стилю одежды претензий у них нет.

При этом представитель Комитета по делам религии и упорядочению традиций и обычаев Хусейн Шокиров добавил, что власти выступают против той одежды, которая не позволяет узнать человека, то есть против бурки или никаба, которые считаются традиционным элементом одежды арабских женщин и закрывают все лицо. «Если лицо человека узнаваемо, то вопрос исчерпан», - добавил Шокиров также на одной из пресс-конференций.

Штрафы за хиджаб

Чтобы узнать, как к пожеланиям Комитета по делам женщин относятся сами работницы рынков, мы отправились на базар «Шохмансур». Женщины-продавцы на рынке доминируют, их большинство. Но у них много гораздо более важных проблем, чем вопрос ношения платка. Финансовый кризис, отсутствие клиентов и прибыли - вот основные проблемы, о которых говорят женщины. Имен своих они не называли, опасаясь, что могут потерять место из-за излишней «откровенности».

«По поводу нашей одежды к нам ходят уже весь последний год. Если забыли надеть фартук, штрафуют; за слишком большой платок часами читают лекции - то администрация рынка, то участковый, но никто не спрашивает о наших проблемах», - рассказывает одна из продавщиц.

По ее словам, она никогда не надевала хиджаб, ограничивалась обычным платком, но она не понимает, почему необходимо столько времени и энергии тратить на регламентирование какого-то куска ткани на голове, ведь есть гораздо более важные проблемы.

«Я давно искала журналистов, чтобы поднять одну проблему. Наш основной доход был с продажи сухофруктов, но нас отправили в «Пойтахт-90». Там покупателей совсем нет, я прогорела на 10 тыс. сомони: весь наш товар испортился. Вернулась обратно на «Шохмансур», но здесь нам не позволяют продавать сухофрукты. А таджики не такой богатый народ, чтобы постоянно покупать конфеты. Как здесь развернуться, из чего платить налоги, оплачивать аренду квартиры и ребенка накормить? Этот вопрос никто не хочет обсуждать, вся проблема в хиджабе. Это готовы обсуждать многие», - отметила она.

Другая наша собеседница, которая родом из Рашта, рассказала, что за ношение хиджаба ее там оштрафовали.

«Я сама живу в Душанбе, но езжу в Рашт, чтобы навестить родственников. И недавно, когда я была там, меня фактически насильно затащили в отдел милиции и выписали штраф. Поскольку мои родственники работают в местной администрации, мне сделали скидку - я заплатила только 400 сомони», - рассказывает женщина.

По ее словам, в Душанбе с этим дела получше - их только предупреждают, но не штрафуют. «Даже здесь, на рынке, нам говорят: как придете на работу, снимите хиджаб, а на улице можете надевать. Но я устала от этого - сколько можно сталкиваться с проблемами из-за одного платка? Я перестала надевать хиджаб», - рассказывает продавщица.

Другая молодая продавщица после праздника Рамазан планирует вообще уйти с рынка. «Как только нас тут не называли - и террористками, и проститутками. Сколько можно это терпеть?! А ведь я ношу такой платок по одной причине - за товаром, который лежит под прилавком, приходится часто нагибаться, вот и прикрывают грудь платком, завязанным спереди. Была бы у меня возможность, я бы училась, а не торговала на рынке», - сетует девушка.

По ее словам, после того как она смогла закрыть свой долг в 6,5 тыс. сомони, она уже с уверенностью может бросить работу и сидеть дома.

Мадина Ниёзмамадова, замглавы столичного управления экономического развития и торговли, рассказала в интервью «АП», что на всех столичных рынках уже введена униформа для продавцов. «Это важно, чтобы продавец отличался от покупателя. Но, к сожалению, много случаев, когда продавцы просто ленятся надевать униформу», - отметила она.

Ниёзмамадова также сообщила, что есть указ, запрещающий появляться продавщицам на рынке в хиджабе. Однако, от кого исходит указ, Ниёзмамадова затруднилась ответить.

Разъяснить некому

Как оказалось, в Таджикистане отсутствуют правозащитники, занимающиеся вопросами свободы совести.

«Хиджаб считается одеждой, которая является элементом религиозной атрибутики. И экспертов-правозащитников по этому вопросу у нас нет. Даже международные организации отметили, что в этой области люди не защищены. Ведь все это делается в целях обеспечения безопасности. Но правозащитников, которые защищают религиозные права людей в Таджикистане, я не знаю», - отметил один из сотрудников местных НПО.

Между тем международные нормы о правах человека гарантируют каждому человеку право на свободу совести, включая свободу публично или в частном порядке исповедовать свои религиозные убеждения посредством отправления религиозного культа, выполнения религиозных предписаний и обрядов. С другой стороны, государство обязано обеспечивать неприкосновенность частной жизни, включая право на личную автономию - например, возможность самостоятельно определять, как одеваться дома и в общественных местах. Государство также обязано обеспечивать право на равенство и свободу от дискриминации, в частности по религиозному или половому признаку. Наконец, государство несет обязательства по защите прав религиозных меньшинств, находящихся в границах его юрисдикции.

Комитет ООН по правам человека разъясняет, что отправление культа включает в себя демонстрацию символики, а выполнение религиозных предписаний и обрядов может включать ношение определенной одежды или головного покрова.

Как и подавляющее большинство других прав, свобода вероисповедания и право на личную автономию не являются абсолютными или безоговорочными. Государство может налагать на их осуществление определенные ограничения, но только при наличии убедительных оснований их необходимости для защиты общественной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других лиц. Такая оговорка предполагает наличие действительно веских оснований.

При этом, согласно части 3 статьи 14 Конституции, «ограничение прав и свобод граждан допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики».

При этом запрет продавать или носить какую-либо одежду является ущемлением права человека.

Статья 26 говорит, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов.

Что касается продажи одежды того или иного стиля, часть вторая 2 статьи 12 Конституции гласит: «Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной».

Согласно части 2 статьи 3 Гражданского кодекса РТ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

При этом в современном мире уже говорят о том, что по внешней атрибутике нельзя судить о готовности человека к негативным действиям. Например, теракты в Брюсселе и во Франции совершали люди, «от которых меньше всего можно было это ожидать». Они не носили ни хиджаба, ни бороды, их внешний вид вполне соответствовал образу «современного европейца».

Если вы отправляетесь как турист, то вы должны помнить, что это абсолютно безопасно, потому что Таджикистан – это полицейское государство, и если вы не будете заезжать в какие-то отдаленные районы и надевать там очень короткую мини-юбку, то все будет хорошо. В последнее время таджикское общество, как и многие другие, переживает этап возврата к консерватизму и национальным культурным ценностям – это закрытая одежда для женщин и нормативная одежда для мужчин, потому что мужчины там не ходят в шортах, например. Но вам, как туристу, можно этого не повторять, если вы не будете заезжать в какие-то отдаленные уголки или не будете появляться в таком виде в мечетях и так далее.

Самая большая опасность, которая вас ждет – там очень легко отравиться пищевыми продуктами. При всей моей любви к таджикам, Душанбе и таджикским горам, культурной музыке и всему остальному яркому, прекрасному и красивому, но готовить в общепите – у них это не всегда чисто. Несколько лет назад я обошел десяток самых неплохих кафе Душанбе, но практически нигде не было хорошего сервиса. Более того, мне каждый раз, когда я туда ездил, удавалось отравиться. Конечно, это происходит не из-за какой-то нечистоплотности, а из-за того, что там жарко, и на жаре быстрее размножаются бактерии. А люди просто плохо моют руки. Поэтому там лучше есть какую-то простую еду – например, лепешку, только что вытащенную из тандыра. Желательно не есть какой-нибудь суп, потому что он мог простоять несколько дней. То есть питаться нужно очень осторожно, и желательно, если вы возьмете с собой лекарства вроде активированного угля.

Не пейте воду из арыков! Местные жители в селах обычно часто пьют оттуда воду, и она в арыках достаточно чистая, но не для нашего желудка. Не ешьте много жирной пищи, потому что потом будет очень тяжело, хотя все будут часто вас угощать и радушно принимать.

Туристу, которому предлагают сервис и дополнительные пакеты с экскурсиями и так далее, нужно понимать, что уровень жизни там достаточно низкий, как и все цены. У вас должен вызвать какие-то сомнения тот факт, если вы почувствуете, что цена слишком высока. Тогда не нужно идти на это, потому что это вполне может оказаться обманом.

Везде можно дешево поесть, дешево нанять такси. Можно много чего посмотреть, и в первую очередь – это горы, горные озера, прекрасные горные села, дороги, ущелья. Но горные дороги в Таджикистане, как и везде, очень опасны, поэтому нужно быть предельно осторожными. 
Не могу сказать насчет тех мест, куда точно не стоит ходить, да и вряд ли они туристу попадутся, потому что обычно все посещают какие-то заезженные туристические маршруты. Да и Таджикистан достаточно безопасен. Было бы интересно съездить посмотреть на дворец президента Рахмона. Возле Душанбе есть прекрасное и очень популярное горное ущелье, которое называется Варзоб – там очень много зон отдыха, там ловят рыбу и при вас же ее жарят. Очень неплохие в Душанбе музеи – там есть на что посмотреть. Но в Таджикистане нет каких-то жемчужин, как, например, в узбекском городе Самарканд. Нет там чего-то грандиозного.

Впрочем, вы правы, если абсолютная безопасность одних является следствием серьёзной опасности для других (например, для большого числа местных граждан). Так как я не знаю хорошо ситуацию в Таджикистане, то не могу настаивать.

Ваши слова звучали бы смешно, если бы касались людей, живущих в Таджикистане. Но здесь, думаю, неправ я.

© Н. Абдуразаков

Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово мода. Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться.
Материал о некоторых платьях мы уже публиковали в фотоленте ранее. В этой фотоленте, которая представляет собой вторую часть альбома, мы продолжим знакомство с одеждой таджикских женщин, как и ранее, с помощью наших прекрасных таджичек-моделей, подробно рассматривая каждый атрибут и обращаясь к истории.

(Модели: Рудоба Махмудова, Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу - они не перебарщивали.

«Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», - писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане.


(Модель: Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи), как это было показано в нашей предыдущей фотоленте:

(Модель: Рудоба Махмудова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины.

© Н. Абдуразаков

Самым традиционным головным убором для таджичек был платок - рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе.
Например, в Бухаре носили большие косынки, которые назывались ридо. Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз.

© Н. Абдуразаков

Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ - тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек.
Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор - сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины.

(Модель: Мадина Кадамова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими.
Такие накидки носили в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») - волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома.
В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды. Украшения больше были распространены в Бухаре, хотя был период, когда некоторые районы современной Согдийской области входили в Бухарское Ханство, а райцентр Худжанд был в составе Самаркандской области. Поэтому смешение традиций (в том числе в одежде и украшениях) этих трех древнейших населенных пунктов вполне объяснимо, тем более что эта близость, выраженная в диалекте и обычаях, прослеживается и в наши дни.

(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов.

(Модель: Тахмина Ибрагимова, Ассистент: Додхудо Туйчиев Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр.

(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача.
Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки - камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица - чашмбанд.

© Н. Абдуразаков

Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье.

(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Платье девушки на фото традиционно для горных районов Таджикистана, таких как Дарваз, например; такие шились в основном из материи местного производства. Обшлага рукавов, саростин, обычно украшались вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашивались вышитые тоже крестом полоски, именуемые чо-бик. В данном случае вместо крестов они обшиты узорами в форме цветов.

(Модель: Нигина Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Такую одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником».

(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

На данной иллюстрации другой пример использования стоячего «казахского воротника». Однако в этом случае фасон и стиль одежды уже более близки к тому, что могли носить люди из сословия музыкантов, певцов и других представителей искусства. Головной убор в виде небольшой короны, инкрустированной жемчугом, с продетой частично из-под нее легкой прозрачной шалью также привычен именно для их стиля одежды.

(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья - узким в талии и широким в подоле. На фото пример такого наряда, но в современной интерпретации - более короткое и открытое. Поверх тюбетейки, распространенной в горных районах республики, накинут легкий большой платок.
Больше фасонов регионов Таджикистана сморите в предыдущей фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана»:

(Модель: Манижа Шакар, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

© Н. Абдуразаков

Представленные в этой части фотоальбома (а ранее – и в предыдущей) примеры одежды таджикских женщин и в первую очередь их описания, конечно, не претендуют на историческую достоверность. Этот материал является лишь попыткой показать все великолепие и изобилие стилей в одеяниях женщин Таджикистана через яркие профессиональные фотографии, красивые лица современных таджичек, старинные костюмы и атрибуты, а также их историю, основанную на скудных и малочисленных исследованиях таджикской этнологии.
Возможно, такого рода работы смогут способствовать большему использованию в быту национальных стилей и исторически близкой таджикам одежды, хотя в последнее время именно использование национальных таджикских орнаментов в современной одежде и атрибутов, стилизованных под традиционные, становится все популярнее. Более современным нарядам в национальном стиле будет посвящена следующая фотолента «России для всех».
А пока больше фасонов национальной одежды регионов Таджикистана сморите в ранее опубликованной фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана».

(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)

И почему власти так усиленно пытаются бороться с хиджабами.

В закладки

Фото «Азия-плюс»

28 августа президент Таджикистана подписал несколько законов, касающихся соблюдения национальных традиций. Среди них в том числе и закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».

В тексте закона говорится именно о защите одежды от современных негативных влияний, но многие предположили, что он обязывает жителей носить исключительно национальную одежду.

Одновременно физические и юридические лица обязываются оказывать уважение основам национальной культуры, в том числе государственному языку и национальной одежде, защищать их от современных негативных влияний.

Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан»

Некоторые СМИ предположили, что закон касается ношения национальной одежды исключительно на торжествах, праздниках и свадьбах. При этом не ясно, обязаны ли все участники торжества надевать национальные костюмы или же это просто рекомендации.

Поделиться