Прожиточный минимум для малоимущих семей. Социальная поддержка малоимущих семей. Единовременная материальная помощь малоимущим

В нашем государстве по тем или иным причинам множество семей имеют статус малоимущих, а многие даже не догадываются, что могут его получить. Правительство страны помогает малоимущим семьям преодолеть все трудности жизни, выделяя разнообразные льготы, пособия, материальную помощь, а также делая различные выплаты. Поэтому в данной статье мы разъясним:

  • критерии, по которым государственные органы определяют семьи с малым достатком;
  • нижний лимит дохода для малоимущей семьи;
  • как правильно рассчитать минимальный порог дохода на каждого члена семейства;
  • какие положены выплаты и льготы малоимущим.

Какая семья считается малоимущей в 2016 году

Чтобы понять, какая же семья признается малоимущей, сначала разберем ее состав. Исходя из положений законов нашего государства, любая семья, независимо от ее состава, может претендовать на льготы, как малоимущая. То есть, не важно, полная она или нет, родитель-одиночка, бездетные супруги, семейство с приемным ребенком и многие другие, разнообразные по составу семьи.

Получается, что совершенно любая семья может подпасть под льготу для малоимущих. Но есть отдельные категории семей, для которых социальная льгота выделяется в первую очередь - это матери-одиночки, многодетные семьи и ячейки общества, где есть пенсионеры или инвалиды.

Социальные работники при расчете состава семьи учитывают каждого ее члена:

  • супругов;
  • детей и родителей;
  • дедушек и бабушек;
  • отчимов и мачех, а также пасынков с падчерицами;
  • приемных детей и приемных родителей;
  • попечителей с опекунами.

Поэтому при расчете количественного состава семьи, каждый из этих членов будет учтен. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что обязательна прописка (постоянная регистрация) всех этих людей по одному и тому же адресу.

Определяя социальный статус граждан в семье, государственные органы используют:

  • прожиточный минимум региона регистрации семьи;
  • средний семейный бюджет.

Обязательно отметим, что, если среди членов семьи есть трудоспособный здоровый взрослый человек, не состоящий на учете на бирже труда, но тем не менее не работающий, такая семья ни при каких условиях не получит статус малоимущей.

Расчет среднего дохода члена семьи

Разобравшись с составом, можно переходить к следующему пункту определения малоимущей семьи - это доход на одного из ее членов за последние три месяца. Причем показатель дохода обязательно высчитывается средний. Это самый важный показатель, учитываемый при расчете социальной льготы.

Все официальные денежные поступления трудоспособных взрослых членов ячейки общества, а также пенсии и стипендии пожилых, инвалидов и учащихся суммируются, и делятся на 3. Полученная сумма - это совокупный доход семьи за 1 месяц. Далее эта сумма делится на количество граждан, входящих в состав семьи. Получился искомый результат - доход на одного члена семейства.

Вычисленный показатель сравнивается социальными работниками с прожиточным минимумом региона проживания семьи. Если сумма дохода этот показатель не превосходит, то такую семью можно признать малоимущей, а, следовательно, ей полагаются все причитающиеся выплаты и льготы.

Оформление статуса малоимущей семьи

Для получения статуса малоимущей семьи один из ее представителей обращается в местные органы государственной социальной защиты, если быть точнее, то в отдел местного управления социальной опеки. При себе следует обязательно иметь необходимый пакет документов:

  • ксерокопии и оригиналы личных документов всех граждан, входящих в состав семьи;
  • пенсионные удостоверения лиц пожилого возраста (если они входят в состав семьи);
  • бумаги, подтверждающие инвалидность (если инвалиды есть в семье);
  • документ многодетной семьи, подтверждающий ее статус;
  • бумаги, подтверждающие доходность семейного бюджета (справки 2-НДФЛ для всех трудоустроенных, справка с биржи труда для неработающих, справка из учебного заведения для студентов, получающих стипендию);
  • выписка из домовой книги (обязательный документ, так как регистрация всех членов семьи по одному адресу - необходимое требование).

На рассмотрение заявления у чиновников из социальных органов уйдет неделя, с момента подачи пакета документов. За этот срок они проверят доход граждан, входящих в состав семьи, подлинность всех предоставленных документов и все остальные нюансы. Приняв решение, сотрудники управления социальной опеки должны о нем уведомить в письменной форме. В случае принятия отрицательного решения о присвоении статуса малоимущей семьи, и вашего несогласия с данным решением, вердикт органов социальной защиты можно обжаловать в суде.

Привилегии, положенные малоимущим семьям

Для малоимущих семей правительство государства предусмотрело следующий перечень льгот:

  • понижение стоимости платежей по коммунальным услугам;
  • пособие по уходу за несовершеннолетними до срока достижения ими восемнадцатилетнего возраста;
  • выделение субсидии на улучшение условий проживания;
  • натуральная помощь в виде предоставления медикаментов, топлива, одежды, обуви и питания;
  • обеспечение детей путевками в санаторий или лагерь отдыха (1 раз в год).

Стоит учитывать тот факт, что пособие на ребенка в каждом отдельном регионе выплачивается исходя из размера прожиточного минимума субъекта, возраста отпрыска и количества взрослых работоспособных членов семьи. Например, одинокая мать-инвалид, имеющая ребенка в возрасте до трех лет, будет получать максимальную сумму пособия.

В отдельных регионах малоимущие семьи получают целевые единовременные выплаты. Как пример можно привести суммы, выделяемые беременным и кормящим женщинам на улучшение питания или на сбор ребенка в школу к началу нового учебного года. Для студентов из малообеспеченных семей начисляется социальная обязательная стипендия.

Для некоторых детей из малоимущих семей предусмотрены льготы, ввиду поступления вне конкурса в учебные заведения на бюджетные места. Условия, необходимые для получения такого права:

  • ребенок из семьи с одним родителем, имеющим инвалидность не ниже I группы;
  • успешно сданный ЕГЭ (необходимо набрать минимальный допустимый положительный балл);
  • возраст отпрыска, решившего стать студентом, не превышает 20 лет.

Как показывает практика, немногие семьи знают, что они относятся к разряду малоимущих. И уж тем более, не догадываются, на какие льготы и государственную поддержку они могут рассчитывать. Сегодня мы попытаемся ликвидировать это пробел и полностью осветить вопрос.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Сложная ситуация

Наше государство оказывает существенную поддержку тем семьям, которые оказались в сложной ситуации. Если вы относитесь к малоимущим, то можете вполне рассчитывать на нее, однако сначала необходимо подтвердить свой статус. Но как это сделать правильно и без того, чтобы несколько раз ходить в органы соцзащиты?

В каждом регионе нашей страны установлен определенный прожиточный минимум. Он варьируется в некоторых пределах для разных субъектов РФ, но всегда имеет точное выражение.

Например, в Московской области эта величина составляет чуть больше 10000 рублей.

Определить, можно ли вашу семью считать малоимущей, очень легко. Возьмите весь совокупный семейный доход за один календарный месяц и разделите его на количество членов вашей ячейки общества. Если число получилось меньше, чем прожиточный минимум, установленный в регионе, семья считается малоимущей.

Но просто посчитать мало. Теперь необходимо обратиться в органы соцзащиты с заявлением о признании статуса. Для того чтобы все прошло хорошо, потребуется документальное подтверждение всех доходов. Как правило, это справки формы 2-НДФЛ с мест работы, или же свидетельство о постановке на учет как неработающего гражданина. Если вы сидите с ребенком, тоже должен быть документ, подтверждающий этот факт.

Теперь еще один важный момент. Необходимо иметь точное представление о том, что такое семья вообще.

В нашем государстве в это понятие входят следующие группы проживающих вместе людей:

  1. супружеские пары с детьми;
  2. одинокие супружеские пары;
  3. одинокие родители и их дети.

Усыновленные дети всегда приравниваются в правах к родным. И еще одно важное условие: брак должен быть зарегистрирован. В противном случае семья таковой признана не будет.

Нередко происходит путаница понятий. Многодетные семьи автоматически приравнивают к малообеспеченным, но на практике это не так. Безусловно, там, где у родителей много детей, нередко среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, но не всегда. Если такое условие не соблюдается, то даже те семьи, в которых более трех несовершеннолетних членов, не признаются малоимущими.

Бывает и наоборот. Есть ячейки общества, в которых в силу жизненных обстоятельств, даже двое взрослых людей, не имея детей, не зарабатывают необходимую сумму. Тогда они признаются малообеспеченными.

Только после официального подтверждения статуса малоимущей семьи можно рассчитывать на государственную поддержку. Для этого важно заключить соответствующий договор с органами соцзащиты.

Оформление статуса

Итак, если по уровню доходов, ваша семья может претендовать на статус малоимущей, необходимо это оформить законодательно.

Потребуется собрать определенный пакет документов:

  1. Справка о составе семьи. Выдается в паспортном столе по месту прописки. Необходимо отметить и степень родства каждого человека по отношению друг к другу. Помните, что семьей считаются только супруги и их дети до 18 лет. Бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д. сюда не входят.
  2. каждого дееспособного члена. Достаточно формы 2-НДФЛ, но иногда могут потребоваться дополнительные документы (например, сведения о величине пенсии, размере стипендии и т.д.).
  3. Документы, удостоверяющие личности каждого члена. Для лиц, достигших 14-летнего возраста – паспорта, для младших – свидетельства о рождении.
  4. Свидетельство о заключении брака или о разводе;
  5. Счет в Сбербанке. Именно на него будут перечислять все положенные компенсации и выплаты.

Все документы собраны. С чего следует начать оформление? Обратитесь в региональный отдел соцзащиты и напишите заявление с предоставлением всех необходимых документов. Следует учитывать один момент: все дееспособные члены семьи должны быть трудоустроены. Если кто-то не работает, от него требуется справка из Центра занятости. А от женщин, которые ухаживают за малолетним ребенком, – подтверждение этого обстоятельства.

Все документы нужно сдать непосредственно сотруднику соцзащиты. Если в процессе возникнут какие-то вопросы или что-то будет непонятно – спросите. В этом деле лучше все уточнить и выяснить сразу, чтобы потом не было никаких проблем.

Вот мы и дошли до самого важного вопроса. Какие компенсации малоимущим семьям 2019 положены от нашего государства? Хоть список внушителен, но в разных регионах он может варьироваться. Дело в том, что все льготы и выплаты носят не только федеральный, но и региональный характер. Поэтому целесообразно уточнить точный перечень непосредственно в вашем субъекте РФ.

Мы же перечислим только те, которые возможны на всей территории страны:

  1. Единовременная выплата. На такую помощь можно рассчитывать один раз в каждый квартал (4 раза в год). Ее величина будет рассчитана непосредственно в администрации города с учетом тяжести положения семьи в целом. Примерные размеры – от 100 до 1500 рублей в расчете на каждого члена.
  2. Жилищная субсидия. Ее назначение тоже зависит от ситуации, в которой находится семья. Чаще всего предоставляется осиротевшим детям или родителям-одиночкам. Имеет целевое направление и предоставляется раз в полгода.
  3. Компенсации проезда на городском транспорте. Малообеспеченные семьи имеют право на оформление бесплатного проезда. Некоторым предоставляется возможность бесплатного проживания. Но это тоже решается в каждой конкретной ситуации.
  4. Беременные женщины из таких семей имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, предназначенной для оплаты необходимых лекарств и медицинских услуг – 580 рублей . Обязательное условие: нахождение на учете. Кормящие матери тоже могут рассчитывать на такую же сумму ежемесячно. Она положена до того момента, пока не закончится грудное вскармливание.

Остальные денежные выплаты касаются детей, проживающих в малообеспеченных семьях. О них мы скажем чуть ниже.

Льготы

Помимо денежных компенсаций, такие семьи имеют право на определенные льготы.

Причем, рассчитывать на них можно в любом регионе РФ:

  1. Налоговые льготы. Прежде всего, один из родителей малоимущей семьи полностью освобождается от ежемесячного удержания подоходного налога. Также налогами не будут облагаться все те денежные средства, которые начисляются в рамках социальной поддержки.
  2. Жилищные субсидии. Каждая семья оплачивает коммунальные услуги в расчете не более чем 22% от общего дохода всех членов. Это правило касается как собственников квартир, так и тех, кто живет по договору социального найма. Малоимущие семьи платят значительно ниже согласно специальным расчетам и региональным коэффициентам. Льгота оформляется раз в полгода.
  3. Бесплатные юридические консультации. Правовую помощь, в том числе и защиту в судебном разбирательстве, малоимущие семьи получают безвозмездно.
  4. Родители имеют право на получение работы, предполагающей льготные трудовые условия, снижение возраста выхода на пенсию, а также возможность освобождения от уплаты регистрационного предпринимательского взноса.
  5. Дети имеют право на зачисление в детсад вне очереди (с трех лет), бесплатное питание в школьной столовой (завтрак и обед), безвозмездный отпуск прописанных врачом лекарств (только для детей не старше 6 лет), получение спортивной и школьной форм, покупку билета до места лечения или отдыха на одного ребенка и сопровождающего взрослого со скидкой 50% (один раз в год).
  6. Вся семья в целом имеет право на получение бесплатного внеочередного дачного участка, ипотеку на льготных условиях, бесплатное посещение культурных учреждений (музеи, выставки, парки) единожды в месяц.

В некоторых регионах к этим льготам добавляются местные, их наличие необходимо уточнять в вашем отделе соцзащиты по месту прописки.

Выплаты

В основном, денежные выплаты, положенные малообеспеченным семьям, касаются детей. В разных регионах сумма варьируется, поэтому назвать ее точное значение невозможно. Но самое большое пособие можно получить на ребенка в возрасте от полутора до трех лет. Если в семье всего один родитель, тогда сумма возрастет.

Во многих субъектах РФ предполагаются специальные целевые выплаты. Например, приуроченные к новому учебному году (на покупку необходимой литературы и канцтоваров), способствующие полноценному питанию и лечению беременных и кормящих женщин и т.д. Студенты, проживающие в таких семьях, получают от государства социальную стипендию. Это касается как тех, кто учится в вузах, так и воспитанников колледжей и техникумов.

Если есть дети

Наше государство максимальную поддержку старается оказать самым незащищенным гражданам – малолетним детям. Именно на них рассчитана большая часть дополнительных выплат и компенсаций. Итак, на что может рассчитывать малообеспеченная семья, имеющая детей?

Денежные выплаты:

  1. Ежемесячное пособие на ребенка до 3 лет. Оно оформляется на всю семью, поэтому получать может только один из родителей. Размер зависит от возраста ребенка: от года до полутора, от полутора до 2 лет, от 2 лет до 3 (в среднем, от 500 рублей). Переоформлять необходимо каждые полгода, сумма начисляется на каждого ребенка в семье.
  2. Выплата на третьего ребенка (и всех последующих). Если малоимущая семья еще и многодетная, ей положены ежемесячные выплаты, равные прожиточному минимуму. Выплачивается до достижения ребенком возраста 3 лет, затем идет перерасчет. Переоформляется (подтверждается) раз в полгода.
  3. Если в семье есть дети старше 3 лет, на них тоже положены ежемесячные выплаты. Они уже зависят конкретно от возраста ребенка и рассчитываются непосредственно в соцзащите.
  4. Временные пособия школьникам. К началу нового учебного года во многих регионах предусмотрено единовременное пособие в размере около 500 рублей . Для первоклашек тоже есть помощь – приблизительно 1500 рублей , срок выплаты с 1 августа до 1 декабря текущего года (для получения принесите справку о том, что ребенок зачислен в 1 класс).
  5. Пособие детям военнослужащих. Если в малоимущей семье один из родителей служит по призыву, детям тоже положены определенные выплаты. Сумма составляет около 10000 рублей и переводится ежемесячно, пока ребенку не исполнится полутора лет.

Помимо денежных льгот, детям из малообеспеченных семей предоставляются и другие:

  • связанные с поступлением в вузы;
  • обязательная молочная кухня для детей, не достигших 3 лет ;
  • бесплатное питание или определенный пакет продуктов;
  • возможность бесплатного проезда в городском транспорте;
  • бесплатное питание в школьной столовой.

Все перечисленные льготы не являются пожизненными, и при некоторых обстоятельствах, они аннулируются. Ниже мы рассмотрим, при каких именно.

Прекращение поддержки

Если вы получили статус малоимущей семьи, будьте готовы подтверждать его документально каждые полгода. Для этого придется приносить справки о доходах за последние 3 месяца. Если вы этого не сделаете, все начислений автоматически будут приостановлены.

Есть и другие варианты прекращения поддержки. Если один из супругов (или оба) получили более высокооплачиваемую работу, об этом нужно известить отделение соцзащиты. Снова будет произведен перерасчет доходов и при условии, что вы вложитесь в прожиточный минимум, статус будет снят. То же самое можно сказать и про ситуацию, когда женщина вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком.

Вполне ожидаемо в Москве вводятся расширенные понятия нуждаемости (малообеспеченности) семей - теперь при определении необходимости оказания помощи будут учитываться не только размер доходов членов семьи, но также будет оцениваться уровень имущественной обеспеченности семьи. Это может оказать серьёзное влияние на тех, кто имеет низкий доход, а в реальности является владельцем разнообразного имущества - такие семьи не будут признаваться нуждающимися и малообеспеченными.

Такие положения приняты в опубликованном постановлении Правительства Москвы от 28 декабря 2016 года № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям» .

Согласно этому постановлению Правительства Москвы от 28.12.2016г. №954-ПП утверждается .

Существенные, на наш взгляд, критерии, которые определяют, что семья не будет признана нуждающейся (малоимущей) - краткие выдержки:

1. Наличие недвижимого имущества:
- Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений;
- Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения) и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), ...);
- Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место);
- Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, общая площадь которых превышает 0,2 гектара;
- Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков.

2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники:
- Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, воздушного судна, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним и других видов техники в Российской Федерации;
- Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет;
- Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках:

Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках. При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

Введение данных критериев безусловно повлияет и на возможность получение мер социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Публикуем полный текст постановления от 28.12.2016г. №954-ПП согласно официальной электронной версии журнала "Вестник Мэра и Правительства Москвы ".

«О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям»

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:
3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» и от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С.Собянин

Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения
1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее — Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:
1.2.1. Наличие недвижимого имущества.
1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.
1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченное) семьи для предоставления мер социальной поддержи малообеспеченным семьям.
1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности
2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:
2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).
2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.
2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.
2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках. При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.
2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности. В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях — в размере 18 квадратных метров.
2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:
2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).
2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее — комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности
3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:
3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.
3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).
3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное™) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.
3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году
5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:
5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.
5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.
5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:
5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.
5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.
5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Если семья находится в затруднительном финансовом положении, она вправе рассчитывать на государственную помощь в виде социальных льгот и материальных пособий. Для этого, прежде всего, необходимо чтобы ее признали "малоимущей". Основным критерием, по которому это будет определяться, является среднедушевой доход семьи, а мерилом - прожиточный минимум, установленный в регионе проживания семьи (или же тот, что установлен непосредственно Правительством РФ). То есть, если первый показатель окажется ниже стоимостной величины минимального набора благ, необходимого для жизни, то такая семья получает незавидный статус, но дающий право на некоторые льготы, если после проверки социальными органами этот факт подтвердится.

В противном случае, если соответствующее заявление было подано, а при проверке обнаружились скрытые от государства доходы, то это чревато уголовной ответственностью, поскольку с этим не шутят. Также, стоит заметить, что по закону от 2003-ого года подобный статус может получить и один гражданин, не состоящий в браке.

Как правильно рассчитать среднедушевой доход

Поскольку выявление дохода семьи будет производиться не просто так, то прежде необходимо выяснить величину прожиточного минимума, которая утверждена на законодательном уровне в данном периоде (поскольку расчет потребительской корзины проводится каждый квартал). После выяснения этой стоимостной оценки можно сосредоточиться на расчете ключевого показателя.

Для этого необходимо определиться с тем, кто может входить в состав исследуемой семьи. И, прежде всего, здесь должны иметь место родственные связи. Также непременным условием является то, что все члены семьи должны вести совместное хозяйство, то есть, проживать под одной крышей. Если по факту, указанные лица с семьей не проживают или находятся на материальном обеспечении РФ, то и в составе им не место. К слову о тех, кого государство финансово содержит.

К ним относятся следующие категории граждан:

Призывники на срочной службе, а также военнослужащие, проходящие обучение в профильных организациях и образовательных учреждениях;

Лица, отбывающие срок в местах ограничения свободы;

Граждане, которым судом назначено принудительное лечение;

А также лица, которым государство предоставляет полное обеспечение.

При расчете дохода должны учитываться все денежные и натуральные поступления вышеуказанных членов семьи за отчетный квартал. В частности, Постановлением Правительства РФ от 2003 г. утвержден следующий перечень возможных доходов:

Заработная плата (в том числе, премии, проценты и т.д.);

Доход, в виде арендной платы;

Банковские проценты по вкладам;

Выходное пособие при увольнении;

Бюджетные выплаты социальным слоям населения (будь то пособия, пенсии или стипендии);

Алименты;

А также оплата по гражданско-правовым договорам.

Все поступления суммируются и делятся на количество квартальных месяцев, после чего этот ежемесячный доход рассчитывается на одного среднего члена семьи все тем же методом деления. Собственно, это всё. Однако, нужно быть готовым к тому, что этот показатель будет пересчитываться каждый квартал, поскольку он привязан к перерасчету же ежеквартальной потребительской корзины. То есть, даже уже признанной как малоимущей семье, необходимо будет периодически это подтверждать.

Виды социальных льгот и пособий

После подтверждения уже упомянутого статуса, можно смело узнавать в органах защиты населения о том, на какие виды социальной помощи семья может рассчитывать. Зачастую, она носит региональный характер, поэтому на территории того или иного субъекта РФ может незначительно отличаться. Сюда входят как денежные выплаты в виде материальных пособий, так и натуральная помощь, а также различные льготы. Размер выплат определяют властные органы каждого конкретного субъекта РФ.

Список возможных видов соцпомощи в отдельно взятом регионе России:

Единовременное пособие, то есть, то, которое выплачивается лишь один раз;

Ежеквартальное пособие, выделяемое каждый раз после проверки и подтверждения статуса "малоимущей" семьи;

Компенсация коммунальных услуг ЖКХ;

Социальное пособие для многодетных семей;

Ежемесячные выплаты на несовершеннолетних детей;

Выплаты, связанные с поступлением ребенка в общеобразовательную среднюю школу (в частности, компенсация на приобретение школьной униформы и минимального ученического набора);

Дополнительные компенсационные или региональные выплаты.

А также,

Льготная оплата содержания детей в садиках;

Льготы, предоставляемые на детское питание (например, безвозмездный отпуск молока для детей не достигших трех лет или бесплатное питание в общеобразовательных школах);

Льготы на медицинское обслуживание или безвозмездное лечение медицинскими препаратами многодетных семей;

Проездные детские льготы, действующие в общественном транспорте.

Однако, здесь стоит отметить, что в большинстве случаев потребуется подтверждение или выполнение ряда условий: будь то наличие обозначенного количества детей или же факта сиротства.

На федеральном же уровне действуют несколько иные виды социальной поддержки:

- государственная помощь в виде жилищной субсидии, которая предоставляется на два квартала. Ее объем регламентируется соответствующей статьей ЖК РФ и предполагает компенсацию расходов малоимущей семьи на коммунальные услуги, если их размер превышает 22% от общего дохода. То есть, будут производиться специальные расчеты;

- налоговое послабление , в виде освобождения от налогообложения доходов членов малоимущей семьи, что также регламентируется конкретной статьей НК РФ;

- бесплатные консультации юристов , а также представление интересов малоимущих семей в судебных учреждениях, которые возможно получить благодаря закону "О бесплатной юридической помощи в РФ";

- студенческие льготы в виде возможного отсутствия конкурса при поступлении в ВУЗ или компенсации части расходов, что подпадает под соответствующий Приказ Министерства образования и науки РФ.

В частности, для получения этих льгот понадобится выполнение следующих условий:

абитуриент не должен быть старше 20 лет, достаточно умен, чтобы набрать минимум баллов по ЕГЭ, а также быть сиротой с одним родителем-инвалидом 1-ой группы.

Как получить пособие малоимущим. Порядок предоставления социальной помощи государством

Она предоставляется по месту жительства малоимущей семьи, для чего прежде следует написать соответствующее заявление в местные органы социальной защиты и предъявить все документы.

В числе необходимых документов могут значиться такие, как:

Удостоверяющие личность и прописку;

Подтверждающие наличие родства ее членов (то есть, определяющие состав малоимущей семьи);

Трудовая и медицинская книжка;

Справка о доходах каждого члена семьи или принадлежащем им имуществе.

От момента подачи заявления и до его утверждения зачастую проходит от 10 до 30 дней.

Поделиться