Общие черты присущие взрослому и подростку обществознание. Подросток: кто это? Физиологические проблемы подростка

На предыдущем занятии мы рассмотрели понятие личность; узнали, как формируется личность, а также об этапах ее формирования. Стоит сказать о том, что этапы формирования личности связаны и с нашими физиологическими изменениями.

Сегодня мы поговорим о том, что имеют в виду под словом «подросток». В понятии «подростковый возраст» выделяют два периода: младший (примерно 5-6 классы) и старший (7-8 классы).

Изменения происходят и в общении: подросток учится общаться как взрослый самостоятельный человек. Хотя к этому времени в семье уже сложились определенные отношения, и дети успешно манипулируют родителями: знают, к кому подойти, чтобы получить разрешение на что-то; знают, к кому прийти, чтобы пожалели и пр. Но наступает время, когда хочется отойти от этого, хочется, чтобы к тебе относились как к взрослому, считались с твоим мнением. Каждый человек переживает это время.

3. Физиологические проблемы подростка

Этот период сопряжен с проблемами как физиологического, так и психологического свойства. К физиологическим проблемам можно отнести рост. Наверняка, вы заметили, что ваши младшие братья или сестры быстро растут, и вы также быстро растете, а то и быстрее. Подростковый возраст – это период наиболее активного роста, скелет ребенка начинает формироваться по типу скелета взрослого человека.

Рис. 5. Скелет взрослого человека и ребенка в сравнении ()

Вы знаете, что скелет ребенка серьезно отличается от скелета взрослого человека, даже количество костей и их состав у них отличается. Поэтому сейчас для шестиклассников наступает напряженный период.

Вы могли замечать, как после летних каникул вырастали ваши одноклассники. При этом можно быть уверенным, что девочки обгонят мальчиков. Это тоже заложено в нашей физиологии – девочки растут быстрее. Только к 15-16 годам парни догонят и перегонят девочек.

Еще одним физиологическим проявлением подросткового возраста является активное наращивание мышечной массы.

Подросток много и часто ест, это необходимо ему для роста и энергии. Человек относится к классу млекопитающих, и у него должна поддерживаться постоянная температура – 36,6. Чтобы поддерживать такую температуру, организм должен сжигать энергию, которую человек получает из пищи. Таким образом поддерживается баланс. Поскольку организм должен обеспечивать поддержание функций жизнедеятельности, да еще и поддерживать активный рост подростка, вам необходимо больше пищи, нежели ранее. Следовательно, увеличивается масса тела.

4. Эмоциональные проблемы подростка

Часто в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неустойчивость: из хорошего настроение может мгновенно превратиться в плохое и наоборот. Такие перепады настроения происходят потому, что нервная система не успевает за изменениями в эмоциональной сфере и иногда выдает «неправильные» реакции на определенные ситуации.

Если вы знаете, что происходит с вашим телом и с вашей эмоциональной сферой, ориентируетесь в процессах, происходящих в вашем организме, вам должно быть гораздо легче пережить это время. Ведь не зря говорят «Предупрежден – значит вооружен». Информация, полученная сегодня поможет вам правильно, не пугаясь, воспринимать изменения, происходящие с вами.

5. Важность осознания особенностей своего возраста

Каждый возраст важен для человека. Детство необходимо для осознания основных направлений жизнедеятельности человека, основным способом осознания окружающей среды для ребенка, является игра. Следующий период – отрочество – закладывает основы того, каким вы будете в будущем, основы формирования вас как полезного члена общества. Каждый этап (юность, зрелость, молодость, старость) необходим. Поэтому вы должны понимать, что этап, который вы переживаете сейчас, это не что-то проходящее, что стоит кое-как пережить и поскорее забыть, только потому, что вы в чем-то можете быть собой недовольны (внешность, голос, реакции).

6. Как пережить подростковый возраст?

Помните, что нормальными для вашего возраста являются утомляемость даже после небольших физических или умственных нагрузок; нормально то, что вы не всегда можете понимать то, о чем вам рассказывают на уроках. Бывает, что раньше человек хорошо понимал, допустим, математику, но вдруг не смог решить простейшее уравнение, а потом разобрался и в этой теме и в следующих.

Рис. 6. Нормально, если вы не все понимаете из урока ()

Подростковый возраст – естественный возраст активного развития человека, нужно только правильно его понимать и воспринимать. Еще раз подчеркнем, что знание – сила. Т.е. если вы правильно понимаете, что происходит с вами, вы сможете заложить правильные основы для будущей жизни уже как полноценного взрослого человека.

1. Ответьте на вопрос на стр.28. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение.

2. Постарайтесь описать особенности подросткового возраста, которые присущи вашему однокласснику или вам.

3. *Составьте портрет типичного подростка с его особенностями, воплотите его в определенную форму (коллаж, рисунок). Проанализируйте, чем вы похожи на него.

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».

Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими измене­ниями, бурной физиологической перестройкой организма.

    Подросток начинает быстро расти

    Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание.

    В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность.

    Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками.

    В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее

    В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответствен­ность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно па них.

Становление личности . Личность – результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Личность обязательно предпо­лагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения. Этим словом принято определять систему взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. То есть это прежде всего идеи, ценности, взгляды обще­го характера, которые создают определенную картину мира и человека.

Система таких взглядов есть у любого человека, пре­тендующего на то, чтобы называться личностью. (У од­них людей вся система их взглядов определяется убеж­дением в ценности человечества, гуманным и справедли­вым отношением к другим людям, желанием трудиться на общее благо. Картина мира таких личностей охваты­вает весь мир во всем его многообразии. Они умеют радоваться разнообразию и богатству красок окружаю­щего мира. Им свойственны и нравственные принципы, и возвышенные идеалы красоты.

Другие люди вполне довольны тем, что их маленький мир ограничен своим домом, близкими и родными и их благом. Житейские заботы и бури составляют для них смысл жизни. Они не задумываются над вечными вопро­сами о смысле жизни.

Третьи вообще за пределами собственного «я» не видят ничего и не признают за другими людьми равных со своими прав и возможностей. Весь мир таких людей вращается вокруг одного-единственного светоча. Их кар­тина мира сужена до собственных забот и достижений).

Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе. Также в обществе всегда можно обнаружить несходство взглядов по разным аспектам мировоззрения. Но имен­но богатство взглядов на мир, разнообразие мировоззре­ний, обогащает общество, дает возможности формирова­нию личности, ее неповторимого внутреннего мира.

Как же проходит становление личности? Этот процесс на протяжении жизни включает три основные фазы.

Первая фаза адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление) состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производ­ственных и др.)

Вторая фаза может быть определена как фаза инди­видуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуаль­ности. Третья фаза - интеграция (от лат. tntegratip - вос­становление). Здесь человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам.

Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности - социализацией.

Среди агентов социализации принятого выделять бли­жайшее окружение человека - семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все эти люди опреде­ленным образом влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей.

К агентам социализации относят также формальное, опосредованное окружение человека - организации и учреждения. Выполняя отдельные функции в обществе, они помогают человеку усвоить нормы правомерного и социально одобряемого поведения. К числу подобных агентов социализации относятся школа, армия, государ­ство, церковь, средства массовой информации, политиче­ские партии и общественные организации

Процесс социализации продолжается всю жизнь , пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщает­ся к нормам, правилам и ценностям этого общества.

Лекция 2.

Тема 1. Человек и общество.

Биологическое и социальное в человеке.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими . Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и д р.

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Основные признаки, характеризующие человека

Индивид – отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека (биологические и социальные особенности), набор его уникальных свойств.

Личность – социальный и духовно развитый человек.

Личность. Особенности подросткового возраста.

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность - это человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его способностей и социальных функций.

Личность:

Способна нести ответственность и решать проблемы

Отличается самосознанием

- контролирует поведение, обладает волей

Отличается самостоятельностью

Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».


Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма . Подросток начинает быстро расти - темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.

Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков - тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия - это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.

Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.

Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.

Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.

В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.

Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

Подросток

Выступление на родительском собрании.

Классный руководитель

Иванов М. М.

Слово «подросток» произошло от латинского глагола, что в переводе обозначает: расти, созревать, продвигаться вперёд, выходить из – под опеки, становиться совершеннолетним.

Древнерусское слово «отрок» - дитя подросткового возраста. «Отрок» - буквально означает «не имеющий права говорить (от «от» и «реку»).

Уже в самом лингвистическом значении этих слов содержится квинтэссенция не только особенностей развития 10 – 17 – летнего ребёнка с нарушением слуха, устремлённого к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождения своего места в жизни, но и дана характеристика отношения взрослого сообщества к нему.

Позиция взрослого сообщества, в общих чертах, по отношению к детству характеризуется: уже в 10 – 17 лет, а то и раньше ребёнок ощущает, что взрослые в своей основной массе потеряли контакты с ними. Взрослым некогда, им не до детей. Родительская забота проявляется в основном в том, чтобы одеть, накормить, устроить…, то есть забота осуществляется лишь на потребительском уровне.

Духовная часть отдана школе. Это не значит, что нет семей, где проявляется многогранная забота о детях. Взрослые – неоднородная группа. Но в целом, во взрослом социуме как явление отсутствует эффективно действующая «решётка» нравственных норм, устанавливаемая взрослым сообществом по отношению к детству.

Произошла интенсивная примитивизация сознания детей с нарушением слуха, хотя это характерно и для всех подростков в нашем обществе. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности, лени с одной стороны, а с другой – тревожность, страх, неуверенность, одиночество… Следствием этого является потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опущенность. Именно эти отрицательные приобретения, ведущие к деформации мотивационно – потребительской сферы личности, вызывает особое беспокойство, в котором кроется опасность деструктирования всей системы наследования культурно – исторического опыта. Расхождения между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной жизни в самостоятельную. «Личные заветные мечты – это моя тайна. Можно мечтать о многом: о мире, счастье, родном доме, стране, будущем, а жизнь – однообразна и сумрачна: встал, зарядка, поел, школа, уроки, прогулка, немножко личного времени, выполнение домашних заданий, компьютер, телевизор, шатание по улице, помощь родителям, сон». (Из беседы с Яной Н.) Это раскрывает только одно, что ни состав, ни специфическое качество новообразований человека как личности не определяется « прирождёнными механизмами». Все формирующиеся у индивида способности и функции по их составу и качеству- суть пожизненных образований возникших только в определённой общественной среде, только путём деятельного воспроизведения её опыта. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже аффективным вспышкам. «Я люблю свободу. Встречаться с друзьями, знакомиться, гулять, бродить по магазинам… Родители то беспокоятся, то запрещают ездить в парк Щербакова, чтобы поговорить с такими же глухими как я. А ведь интересно узнать новости…». (Из беседы с Денисом С.). «Мне интересно бегать по крышам, прыгать через препятствия на велосипеде, преодолевать высоту … Что ещё делать? Родители на работе, сестра – у неё свои заботы. Мне со слышащими интересно. Я показываю себя перед ними. Я не трус, я - тоже могу…». (Со слов Антона С.).

Отрицательно – эмоциональные порывы зачастую не компенсируются в должной степени соответствующими центрами торможения. Л. С. Выготский предложил объёмное понимание подросткового возраста.

П (половое)

(общеорганическое) (социальное)

Суть которого состоит в наличии трёх не совпадающих между собой точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной степени своего социально – культурного формирования». Анализ имеющихся в литературе данных показал, что трудность подросткового возраста заключена, прежде всего в том, что именно здесь обнаруживаются те недостатки воспитания, которые возникли раньше, но до поры были скрыты и обнаруживаются они из – за особой противоречивости подросткового возраста.

Противоречия между внешним обликом акселерата и положением ребёнка в школе, в семье, на улице среди сверстников;

Противоречия между стремлением казаться и неумением быть взрослым;

Противоречия между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых;

Противоречия между стремлением к личной свободе и неумением правильно распоряжаться этой свободой.

Процесс развития ребёнка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, что проявляется в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс у глухого ребёнка отличается сложными изменениями, глубокой дифференциацией и расслоением.

«Трудный» подросток

Поведение

Аморальное делинквентное криминальное

Девиантное поведение

1. Классификация основных нарушений поведения в подростковом возрасте.

1. Прогулы. 3. Побеги.

2. Бродяжничество. 4. Воровство

5. Участие в драках.

6. Конфликты.

7. Агрессия.

2. Дезадаптация

1. Приобщение к алкоголю, курению.

2. Девиация секс – поведения.

3. Страхи.

4. Сквернословие.

5. Черты девиантного поведения - развязность, отрицательное отношение к активистам, увлечение азартными играми, опора на «авторитеты» делинкветной среды, ношение холодного оружия, специфические детали одежды, приставание и угрозы в адрес младших, слабых, пожилых, жестокость в конфликтах, специальное отношение к неформалам.

Понятие “трудный» подросток в настоящее время широко употребляется не только в педагогической литературе. Оно вошло в лексикон психологов, социологов, юристов, медработников, журналистов.

Чаще всего «ненормальным» считают человека «вышедшего из всех нормальных рамок», всё поведение которого идёт вразрез с ценностями, привычками или установками других людей. Хотя понятие нормы весьма неоднозначно. Идеальной нормы практически не существует. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Просто в отдельных людей некоторые отклонения выражены сильнее, чем у остальных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы лучше адаптироваться к определённым условиям.

Первым признаком, составляющим содержание понятия «трудные» подростки – отклоняющиеся от нормы поведения. Основными видами отклоняющегося поведения являются: уголовно не наказуемые, не противоправные аморальные поступки; - делинкветное поведение – цепи проступков, провинностей, мелких правонарушений; - криминальное (преступное) поведение;

Вторым признаком наиболее существенным, составляющим содержание понятия «трудный» подросток, является наличие в поведении подростков различных форм сопротивления, непослушания, невыполнения заданий, просьб учителей, родителей;

Третьим признаком, составляющим содержание понятия «трудный», является наличие у глухих детей острой потребности в индивидуальном подходе со стороны взрослых, со стороны сверстников.

Рассматривая взаимосвязь признаков, составляющих содержание понятия «трудный» подросток, обнаруживается проявление так называемого «закона законов», который был сформулирован И Павловым применительно к патологии «… мы постоянно видим, как нормальное под вредными разрушительными линиями, незаметными переходами превращается в патологическое и как патологическое часто открывает нам, разлагая и упрощая, то, что заслонено от нас слитное и усложнённое в физиологической норме».

Социометрическое изучение обучающегося.

I. АНКЕТА (взгляды)

1. Какие главные черты характера у тебя, у товарища?

2. Какие трудности ощущаете, связанные со школой, с родителями, со знакомыми сверстниками?

3. Чтобы ты изменил в школе, в квартире, в доме?

4. Как ты думаешь, ты уже взрослый? Докажи это.

5. Вспомни

приятный случай в отношениях с

неприятный случай в отношениях с

администрацией

товарищем

учителем

родителями

6. Самое первое, что делаю, когда прихожу в класс, домой, в гости…

II. Ответь на вопросы:

1. Что ты больше всего ценишь в жизни?

2. Твой любимый артист, спортсмен, писатель?

3. Твой недостаток в характере?

4. Твоё любимое блюдо, напиток?

5. Работа, которую не хочется делать?

6. Дата рождения мамы, папы?

III. Охарактеризуй товарища

Гордый, скромный, деловой, богатый, умница, строгий, добрый, хулиган вспыльчивый, современный, правильный, спокойный, капризный, соня, ленивый, жадный, сильный…

Какой подарок ты сделаешь…

Какими ласковыми словами ты обратишься к…

Какие девочки (мальчики) тебе нравятся? (Весёлые, добрые, жадные, воровитые…).

IV. Заполни схему

Сомнения надежды мысли

…….. …. …..

МОИ

страхи переживания

…….. …….

V. Твоё мнение, привести примеры

Сегодня ты – ребёнок, а завтра - …

Сегодня вы молоды, а завтра…

VI. Я – это Я

Рядом со мной (с тобой) есть много других, но…

для других – ОН, все другие - ОНИ

для самого себя

если с кем дружишь - МЫ

для себя – часть одного большого

нельзя обойтись без всех

все не могут обойтись без тебя

VII.Планы на будущее

VIII. Для чего нужно учиться?

Узнать окружающий мир

Научиться в нём жить

Делать его красивым, интересным

Учиться нужно и у жизни, а то тебя могут победить

За воротами школы ждёт иная жизнь, которая заставит тебя решать сложные задачи –это школа для взрослых

IX. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Любить, заботиться, защищать, охранять, беречь, уважать учиться, читать…

Лгать, убивать, воровать, обижать, ломать, хитрить, лениться, насмехаться…

X. Бесспорно, что социальные свойства человека развиваются в общении с другими людьми.

По легенде, вероятно правдивой, Великий Могол Акбар приказать отдать группу младенцев на воспитание глухонемым нянькам, он ожидал, что дети заговорят на древнееврейском языке, языке Бога. Но они вообще ни на каком языке не заговорили, они объяснялись только жестами.

Ребята, вспомните случаи воспитания детей в волчьей стае.

XI. Почитай тех, кто заменяет нам родителей.

Духовные наставники

Заботятся о нашем спасении; научающие нас вере

Начальники

Заботятся о мирной жизни, защищают о несправедливости

Благодетели

Учат и воспитывают, делают всё доброе и полезное

Старшие по возрасту

Дадут добрый совет

ВЫВОД. Ориентация воспитания и обучения на завтрашний день

2 зоны развития

АКТУАЛЬНОГО БЛИЖАЙШЕГО

в соотношении обучения, воспитания, развития, коррекции

Это всё направлено на процесс воспитания, в первую очередь, который всегда течёт между двух берегов – импульсивным «ХОЧУ» и социальным «НАДО». Научить на всю жизнь нельзя, нужно учиться всю жизнь - превращать «надо» в «хочу» - у меня есть потребность.

ГЛОССАРИЙ (словарик)

Термин, понятие

Что обозначает

Акцентуация характера

Чрезмерная выраженность отдельных черт характера

Девиантное поведение

Отклоняющееся поведение от установленных норм

Делинквент

Индивид, совершающий мелкие правонарушения на основе усвоения асоциальных норм и представлений

Квинтессенция

Социализация

Процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта

Социометрия

Совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и предоставления в виде социограмм опросов, вопросов, анкетирования

Школьная дезадаптация

Устойчивое несоответствие обучающегося требованиям успеваемости и нормативам поведения за которыми чаще всего лежит эмоционально – личностная дезадаптация имеющая источник причинности в недостатках учебной деятельности или межличностных отношений в школе

Литература

Беткин А. Знаете ли вы своего ребёнка. М. 2007

Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации. М. 2002

Гуревич К. Индивидуально – психологические особенности школьника. М. 1999.

Ковалёв А. Психология личности. М. 20003

Кон И. Введение в сексологию. М. 1989

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. ОКНО ДЖОГАРИ

Человек – это родовое понятие.

Индивид – отдельный человек.

Человек + индивид = личность

1.6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) (Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов, -М: ACT: Астрель, 2009.) Деятельность - активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени: Потребность -> Мотив -> Цель -> Средства -> Действие -> Результат Потребность - это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д. Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме. Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель. Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д. Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки. Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д. Результат - это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда - товары, результатом научной деятельности - идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется. Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)] Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат) Учение может приобрести характер самообразования Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни. 1.7. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) называются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основаниям. 1. Официальные и неофициальные . Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель - ученик, директор школы - учитель, Президент РФ - глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми. 2. (их часто называют личными отношениями) не регулируются нормами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами. В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами - симпатией (внутреннее расположение, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формирует общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимосвязь характера, поведения и внешнего облика человека. Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести: · неумение различать намерения и мотивы действия людей; · неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними; · наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»); · наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба ми»); · стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация; · отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение. Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека. Межличностные отношения делятся на следующие виды: 1. Официальные и неофициальные; 2. Деловые и личные; 3. Рациональные и эмоциональные; 4. Субординационные и паритетные. Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных условиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения - дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Любовь - высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая представляет собой небольшое объединение людей - от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни. Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы. По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д. По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, например, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д. Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является младшим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д. Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное воздействие на человека малой группы в том, что: · отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; · группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; · от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков; · группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития. Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобразными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой, особенно, если группа представляет собой сплоченный высокоразвитый коллектив. Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом. Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М.Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений. Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый - внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй - конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов. Общение – диалоговое взаимодействие между людьми, базовая потребность человека, необходимая для включения человека в общество (общение с друзьями, родственниками). Общение является естественной потребностью человека с его рождения. В отличие от монолога общение строится в форме импровизации и диалога. Общение – обмен различными точками зрения собеседников, их ориентация на понимание и активное обсуждение мнения партнера, ожидание ответа, взаимная дополняемость позиций участников. Общение бывает вербальное – с использованием устной речи и невербальное – использование для общения знаков-символов (компьютерный язык, язык глухонемых). В отличие от деятельности общение самоценно как процесс. Общение предполагает обмен информацией, возникновение и поддержание межличностных контактов. Формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, между личностью и обществом, между группой и обществом. 1.8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Межличностные конфликты (лат. conffictus - столкновение) - это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми, потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др. Предмет конфликта – действительно существующая или воображаемая проблема, которая становится причиной возникновения конфликта. Объект конфликта – это то, на что направлен конфликт. Выделяют материальные и нематериальные объекты конфликта Фазы конфликта ситуация, приведшая к конфликту, и осознание конфликта участниками ситуации (один друг обидел другого) выбор стратегии взаимодействия (конфликтующие стороны решают мириться или враждуют друг с другом) выбор стратегии действия (выяснение отношений, спорят о том, кто виноват) Разрешение конфликта – решение участников конфликта о примирении и прекращении противоборства. Конфликт считается исчерпанным, если сторонам удалось договориться (друзья помирились). Когда примирение невозможно – это неразрешенный конфликт. Конфликты неизбежны в человеческом обществе. Поэтому важным умением каждого человека, живущего в обществе, является умение искать и находить выход из конфликтов. В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как недопустимое. Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологическая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента и т.д. У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Для успешного разрешения конфликта необходимо: · Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию. · Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента. · Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента. · Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости - приглашение посредника. Различают 2 модели переговоров: 1. Модель «взаимных выгод», когда пытаются найти такие варианты решения проблемы, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон; 2. Модель «уступок - сближения». Благоприятным является организация совместной деятельности на всех стадиях разрешения конфликта, вовлечение партнера в совместный процесс поиска возможных вариантов решения конфликта. Окончательно разрешенным можно считать лишь тот конфликт, который улажен на основе достижения консенсуса, учитывающего интересы всех сторон конфликта.
Поделиться