Филиппинский тест и другие способы определить, готов ли ребёнок к школе. Готов ли ребенок к школе? Критерии готовности ребенка к школе

Ребёнок пойдёт в первый класс. «Как он будет учиться?» – этот вопрос задаёт каждый родитель. «Всё зависит от готовности ребёнка к обучению», – говорят учителя. Что это такое – готовность ребёнка к школе? На эту тему можно найти десятки статей в интернете, написанные как специалистами, так и дилетантами. Родители, которые решат самостоятельно изучить вопрос, могут элементарно запутаться. На протяжении многих лет я профессионально занималась этим предметом, поэтому хочу предложить вашему вниманию три статьи, которые помогут разобраться в данном вопросе. Первая статья расскажет о физиологической готовности, вторая – о личностной готовности, третья – об интеллектуальной. Все три компонента очень важны для успешного обучения ребенка в школе.

Сначала поговорим о физиологическом развитии . В возрасте 6-7 лет происходят значительные изменения в росте ребенка, изменяются пропорции его тела, удлиняются руки и ноги. К моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточного роста, чтобы поместиться за партой. Проверить пропорции тела дошкольника на «подготовленность» легко. Выполните следующий тест: попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослых это не вызывает затруднений, у школьника – тоже, а пятилетний ребёнок не сможет сделать такую простую вещь, руки у него пока ещё слишком коротки. Этот тест называют филиппинским. Результат теста характеризует биологический возраст ребёнка и показывает степень физиологической зрелости организма, созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Помните, что филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев школьной зрелости.

Следующим показателем физиологического развития являются физическая выносливость, навыки самообслуживания, параметры крупной и мелкой моторики – здесь родители прекрасно знают достижения своих детей. Информацию о выносливости ребёнка можно получить, наблюдая за ним в туристических поездках, в музеях, на экскурсиях и других культурно-развлекательных местах.

Также существует мнение, что признаком физиологической зрелости является смена передних зубов у ребёнка. Так ли это? Мнения специалистов расходятся. Одна группа физиологов и психологов утверждает, что смена передних зубов является важной частью гормональной перестройки в организме ребёнка — это значит, что мозг дошкольника перестроился и готов к обучению в школе. Другая группа специалистов считает, что этот показатель не так важен. Они пишут о том, что современные дети отличаются неравномерным темпом развития различных систем детского организма, кроме того, из-за особенностей условий жизни дети одного хронологического возраста могут иметь значительные индивидуальные различия в росте и физическом развитии.

Эксперт нашего журнала Тамара Геннадиевна Богданова относится ко второй группе специалистов. Она считает, что проблемы с учёбой редко начинаются из-за отставания сроков роста передних зубов, гораздо чаще – из-за неусидчивости, неумения сосредоточиться, недостаточного развития мелкой моторики и слабой физической выносливости.

Рано или поздно физиологическая зрелость придёт к ребенку – к кому-то в шесть лет, а к кому-то в восемь. Но ни родители, ни учителя не должны сидеть сложа руки. Существуют проверенные временем методики, которые помогают детям достичь этой зрелости, они успешно применяются в словенских детских дошкольных учреждениях. Так, в дошкольных группах Люблянской школы дополнительного образования «Весёлые ребята» педагоги по специальным методикам и авторским программам развивают у детей крупную и мелкую моторику, совершенствуют навыки самообслуживания, развивают выносливость и двигательные способности.

На сегодня всё. Интересно услышать мнение родителей: что думаете вы о физиологической зрелости ребёнка, каков ваш опыт?

В следующей статье мы поговорим о личностной готовности к школе.

Интересные факты по теме

На Филиппинах. Родители определяют биологическую зрелость ребёнка следующим образом: ребёнок любой рукой точно через макушку головы пытается дотянуться до противоположной от руки мочки уха. Если дотянулся, значит, созрел для школы.

В средневековом Китае и Японии . Зрелость ребёнка определяли моментом окончания смены молочных зубов. Считалось, что только тогда ребёнок «вошёл в разум».

В России до революции 1917 года. В классическую гимназию дети зачислялись с 9 лет – считалось, что это возраст созревания нервной системы ребёнка.

В России сегодня. Обучение детей в школах, в соответствии с законом, начинается с шести с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. То есть, закон ориентирован на паспортный возраст ребенка, но не на его школьную зрелость.

Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Несложный филиппинский тест поможет родителям решить вопрос, прошел ли ребенок этап взросления, пора или нет отдавать его в школу. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Для того, чтобы узнать, прошел этот скачок роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в два года — это очень много.

Полуростовой скачок один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Зато после того как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена). Успехов вам, терпения и понимания к себе и к своим детям!

В первую очередь будущий первоклассник должен быть готов к школе в физиологическом плане

Дело не в пропорциях

Для родителей будущих первоклашек наступила горячая пора – весной нужно записать ребенка в школу и пройти с ним медкомиссию. Кое-кто уже постепенно начинает закупать ученический арсенал – ранец, форму, красивые тетради и ручки. Конечно, родители больше волнуются по поводу того, научился ли их ребенок бойко читать и логически мыслить. А врачи из года в год не устают повторять, что современные дети не отличаются крепким физическим здоровьем.

А без него весь набор навыков и умений не спасет маленького человека от перегрузок и неудач в первый школьный год. Так что при определении степени готовности к школе нужно учитывать не только возраст ребенка, но и степень его физиологической зрелости, утверждает специалист детской областной больницы Елена Лапшина.

Многие родители считают, что главный критерий соответствия паспортного возраста биологическому – рост, но это далеко не так, говорит она. Ребенок может быть вровень со сверстниками, но при этом быть физиологически незрелым. А «мальчик-с-пальчик», едва дотягивающийся до плеча одноклассников, – вполне соответствовать своему календарному возрасту.

Есть простой способ определить степень зрелости ребенка, это так называемый филиппинский тест. Попросите ребенка дотянуться через макушку правой рукой до мочки левого уха (локоть направлен в потолок). Он сделает это, если пройден этап полуростового скачка, когда меняются пропорции тела и активно растут конечности.

Однако дело не только в пропорциях. Одновременно с ростом тела происходят серьезные изменения в обменных процессах. Вместе с этим расширяются адаптивные возможности ребенка, позволяющие энергетически выдержать школьные нагрузки.

Полуростовой скачок тесно связан с функциональным развитием мозга, готовностью ребенка к восприятию, запоминанию, анализу информации – всем необходимым при обучении процессам.

Другой показатель физиологической зрелости – начало замены молочных зубов коренными. Если к моменту поступления в первый класс ребенку еще нет шести с половиной лет, он не прошел филиппинский тест или у него даже не начали выпадать молочные зубы, со школой, возможно, стоит подождать до следующего года.

Учиться или лечиться?

Для того чтобы выдержать минимальную школьную нагрузку в четыре академических часа, ребенок должен обладать адаптивным ресурсом, который определяет его трудоспособность и эффективность работы в школе.

Но следует отметить, что сегодня в первом классе по четыре часа занимаются редко, в большинстве школ бывает и по пять, и по шесть уроков. Такой график способен выдержать лишь стопроцентно здоровый ребенок. Часто болеющим детям (более шести раз в год) такая нагрузка не под силу. По сути дела, сегодня под это определение подходит едва ли не каждый ребенок.

Для таких детей характерна сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, более низкие показатели внимания. Не слишком крепкое здоровье неизбежно сказывается на восприятии, памяти, а в этом случае гораздо сложнее, чем здоровому, крепкому ребенку, осваивать программу первого класса, нередко не адекватную возрасту.

Часто болеющим детям, безусловно, стоит отложить поступление в первый класс до семи или даже до семи с половиной лет. Ведь по мере взросления адаптивные возможности детского организма расширяются. И чем старше ребенок, тем ему легче будет включиться в учебу. Кроме того, год перед школой можно будет целенаправленно потратить не только на подготовку к первому классу, но и на то, чтобы укрепить здоровье малыша.

Если у ребенка есть хронические заболевания, ему просто нельзя идти в школу раньше шести с половиной, а еще лучше – семи лет. Между тем некоторые родители всеми правдами и неправдами стремятся уговорить врачей не вносить в обменную карту данные об истинном состоянии здоровья ребенка, опасаясь, что без «первой группы» его не примут в престижную гимназию. Скрывать истинное состояние здоровья ребенка ни в коем случае нельзя, предупреждает Елена Лапшина. Это может грозить серьезными осложнениями.

К примеру, на основании группы здоровья, которая записана в карте, ребенок со всеми наравне будет заниматься на физкультуре, ему станут давать непомерные физические нагрузки, которые маленькому ученику, возможно, категорически противопоказаны.

Есть список хронических заболеваний, при которых поступление в 1-й класс лучше отложить до 7 лет:

– анемия, порок сердца;

– язвенная болезнь желудка;

– гипертрофия небных миндалин III степени;

– хронический тонзиллит;

– эндокринопатия;

– нейродермит;

– прогрессирующая близорукость.

Берегите нервы

Особо нужно сказать о детях с пограничными нарушениями нервной системы:

– они бурно реагируют на любые ситуации, часто плачут, склонны к резким перепадам настроения;

– с трудом засыпают и беспокойно спят;

– у них наблюдаются навязчивые движения. Они могут грызть карандаши или ногти, шмыгать носом или покусывать губу, бесконечно крутить пуговицу. У таких детей порой дергается веко;

– нередко наблюдаются запинки речи;

– их часто мучают страхи неудач, темноты, плохих оценок и т.д.;

– им трудно усидеть на месте, долго удерживать внимание;

– они часто жалуются на недомогания: болит голова, живот, тошнит.

Родители редко всерьез обращают внимание на эти особенности, объясняя их плохим воспитанием, дурным характером, ленью. На самом деле все это говорит о неполадках в нервной системе. Тут нужна консультация невропатолога: если у ребенка не все благополучно с нервной системой, ему будет очень сложно справиться со школьными перегрузками. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем отдавать ребенка в школу раньше семи лет. Возможно, это как раз тот случай, когда нужно продлить ребенку детство.

Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что ему придется делать уроки и выполнять правила общего поведения, значит, у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу ради нового портфеля и формы и его больше всего интересуют сверстники и перемены, значит, малыш еще попросту психологически не готов к поступлению в первый класс.

Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук?

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

10-14 баллов, вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет, на каком направлении вам нужно сделать упор;

9 и меньше, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Как определить готовность ребёнка к школе, если вы не водили его на тестирование к психологу или на занятия по подготовке к 1 классу.

«Летидор» уже рассказывал о том, что умение ребёнка писать и читать - не главные показатели готовности к учёбе. Гораздо важнее, чтобы у дошкольника были развиты навыки самообслуживания, а также способности концентрироваться, быть ответственным, во время переходить от активных действий к пассивным и наоборот.

Мы собрали несколько простых экспресс-тестов, которые помогут определить реальную физиологическую и социально-психологическую готовность ребёнка к школе . Провести их сможет любой родитель у себя дома.

Филиппинский тест

В 6–7 лет у детей происходит большой скачок роста. У них вытягивается позвоночник, удлиняются руки и ноги. Одновременно происходит созревание мозга, и ребёнок начинает лучше усваивать, автоматизировать и накапливать информацию.

Для того чтобы понять произошёл скачок роста или нет надо провести Филиппинский тест. Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если он делает это без особых трудностей, то скачок роста уже произошёл и ребёнок к школе готов.

Маршмеллоу тест

Маршмеллоу, или зефирный тест впервые провёл Уолтер Мишел в конце 60-х годов в Стэндфордском университете. Он оставлял дошкольника в комнате, давал ему зефир и отходил куда-то по делам, пообещав малышу по возвращении вторую зефирку, если тот не съест первую.

Этот тест проверял способность ребёнка к самоконтролю.

Как правило, совсем маленькие дети не справлялись с задачей и съедали зефир сразу же, дети постарше показывали более высокий уровень терпения и самоконтроля и дожидались вознаграждения.

Проведите маршмеллоу-тест у себя дома и узнайте нужно ли вашему дошкольнику тренировать умение ждать и контролировать себя, когда соблазн так близко. Это важное качество для будущего первоклассника.

Определение готовности ребёнка по гороховидной кости

Некоторые кости формируются у ребёнка уже после рождения. Например, гороховидная кость, которая к 6 – 14 годам появляется на тыльной стороне запястья каждого человека.

В странах Эллады физиологическую готовность учеников определяли именно по наличию этой кости. Учитель знал, что это верный признак того, что ребёнок дозрел до занятий.

Поделиться