Исследовательский проект:"Дети Войны". Проект (11 класс) на тему: исследовательский проект «Дети войны Проект дети войны по окружающему миру

С каждым годом становится все меньше. Российские власти обращают особое внимание на так называемых детей войны - граждан, что пережили события 1941-1945 годов будучи несовершеннолетними. Представленная категория населения наделяется рядом особых льгот и полномочий, о которых будет рассказано далее.

Кто относится к группе "дети войны"?

К сожалению, специализированного Федерального закона о "детях войны" по состоянию на 2017 год не принято. Тем не менее в различных нормативных актах РФ существует ряд положений, указывающих на привилегии для граждан, переживших ВОВ. Но кто вообще относится к представленной категории? Пока не принят закон о "детях войны", нет и особого определения, которое позволило бы разобраться с соответствующей группой населения. Неофициально считается, что "детьми войны" являются все граждане, родившиеся не позднее 1945 года. Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона устанавливает дату с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. При этом речь идет только про тех людей, что постоянно проживали на территории СССР (за исключением обвиненных, находящихся в местах лишения свободы).

Виды льгот

Поскольку Федеральный закон о "детях войны" все еще находится в разработке, в регионах страны действуют местные акты, направленные на социальную поддержку рассматриваемой категории населения. На данный момент в 15 регионах России «дети войны» выделяются в особую группу, а потому и привилегии для них устанавливаются отдельно. В большинстве же субъектов рассматриваемая категория граждан объединяется с ветеранами труда, инвалидами или

Какие существуют виды льгот для «детей войны»? Первое и самое важное это, конечно же, прибавка к пенсионным выплатам. Далее идут дополнительные услуги вроде бесплатного проезда, льгот на коммунальное и медицинское обслуживание, на установку некоторых видов техники, а также на погребение. Таким образом, большинство льгот объединены в медицинскую, проездную, налоговую и жилищную группы. Регионы имеют право дополнять представленный минимум льгот.

Льготы в 2017 году

Скидки на оплату услуг ЖКХ, право бесплатного проезда, доплаты к пенсии, преимущества в медицинском обслуживании - для пользования всеми этими привилегиями необходимо подтвердить свой статус. В МФЦ и органах соцзащиты некоторых регионов страны любой гражданин, родившийся в период с 1928 по 1945 год, может приобрести специальное удостоверение. Законы о "детях войны" Красноярского края, а также Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской областей действуют на вполне официальной основе.

Существуют также и некоторые другие области, края и республики, которые предоставляют рассматриваемый статус на официальной основе. При этом большинство субъектов ожидают принятия общего Федерального закона, а потому предоставляют лишь официально установленные статусы вроде военного ветеранского, труженика тыла, ветерана труда и др.

Для получения специального удостоверения от заявителя необходим только паспорт. Запрос на дополнительную документацию от государственного органа будет неправомерным. В течение 2 недель заявителю будет присвоен соответствующий статус.

Другие статусы

Органы соцзащиты часто идут навстречу гражданам. Несмотря на то что закон о "детях войны" пока не принят, государственные инстанции могут присвоить нуждающимся гражданам другой подходящий статус. В частности, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность не менее полугода в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, может получить статус труженика тыла. Единственное условие - работа должна была осуществляться на не оккупированных территориях СССР. Лица, обладающие медалью за самоотверженный труд в годы ВОВ, также имеют право на получение такого статуса. Блокадники и инвалиды ВОВ могут получить ряд привилегий, если предоставят в орган соцзащиты паспорт и документ о праве на льготы.

Если размер пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, то следует обратиться в Пенсионный фонд или инстанцию соцзащиты. Гарантированы дополнительные перечисления "детям войны", инвалидам и ветеранам.

Проект закона о "детях войны"

Фракция КПРФ внесла проект закона еще в 2013 году. Согласно нормативному акту, для рассматриваемой категории граждан устанавливаются льготы в виде внеочередной установки домашнего телефона, прохождения ежегодного медицинского осмотра, бесплатного проезда, а также преимущества при вступлении в кооперативы. Устанавливается в законопроекте и в 1 тыс. рублей.

По словам представителей КПРФ, данная сумма подлежит ежегодной индексации. Если гражданин имеет несколько статусов, то группа льгот предоставляется всего одна - по выбору гражданина. Проект коммунистов не был принят парламентариями. В 2016 году в Госдуму была подана повторная инициатива - на этот раз вместе с депутатами от "Справедливой России".

Политологи говорят о скором принятии закона о "детях войны" - либо в конце 2017, либо в начале 2018 года. Сам законопроект стоит рассмотреть чуть подробнее.

Общая характеристика готовящегося закона о «детях войны»

Законопроект состоит из трех глав - общих положений, мер социальной поддержки и заключительной части. В первой статье дается характеристика рассматриваемой группе граждан. Указывается возраст "детей войны", а именно точные даты рождения таких лиц. В статье 2 говорится про государственную политику.

Согласно законопроекту, к функционалу государственной власти относится выделение средств из федерального бюджета, реализация социальных мер и информирование граждан путем СМИ. Все организационные основы, согласно статье 3 законопроекта, лежат на федеральных органах исполнительной власти. То же касается расходных обязательств. В статье 5 закреплен принцип приоритета международных норм в случае обнаружения противоречий с национальным правом. Наконец, сфера применения, согласно статье 6 проекта, довольно обширна: здесь стоит отметить некоторых иностранных граждан, а также лиц, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Социальная защита

По законопроекту составляют всего 1 тыс. рублей. Чуть большие суммы будут получить граждане, чьи пенсионные выплаты не достигают прожиточного минимума. Ежегодно 1 апреля сумма должна индексироваться. Получить свои выплаты граждане могут в Пенсионном фонде РФ. Закон довольно четко определяет основные льготы для пенсионеров с соответствующим статусом. Все те привилегии, что могли бы получать отдельные граждане в некоторые регионах страны, сгруппированы в законопроекте. Речь идет об установке телефона, приеме в интернаты, медицинской помощи вне очереди и о приоритете при вступлении в кооперативы. Надо сказать, что самих льгот не так уж и много. Возможно, связано это с отказом Госдумы в принятии проекта 2013 года, а там льгот было чуть больше.

Таким образом, вопрос о том, какие льготы "детям войны" устанавливает закон, нельзя считать закрытым. В проекте от 2017 года представлен лишь основной минимум привилегий, который, вполне возможно, будет изредка дополняться. К тому же до момента принятия нормативный акт может дополниться новыми положениями.

Защита "детей войны"

В третьей главе законопроекта о льготах и выплатах "детям войны" устанавливаются нормы, касающиеся общественных объединений. Законопроект закрепляет возможность создавать социальные группы, где их представители могли бы решать насущные проблемы. В частности, объединения могли бы подавать иски на органы соцзащиты, некачественно или несвоевременно исполняющие свои обязанности. Нормативный акт закрепляет меры ответственности для таких органов в статье 10.

На сайте, где выложен проект закона, приведено экономическое обоснование проекта. Если верить создателям нормативного акта, численность российских граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 год, составляет порядка 13 млн человек. Из них получают льготы чуть меньше миллиона. Для выдачи одних лишь выплат в размере 1 тыс. рублей из федерального бюджета должно уходить 125 млрд рублей в год. По словам составителей проекта, для социальной поддержки это незначительная сумма.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Давыдовская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области

Великая Отечественная война

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Паксеваткина Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания

с. Давыдовка, 2016 год

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Приложение.

Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение.

1. Актуальность исследования. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. (слайд)

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому моя работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Гипотеза. Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, шестидесятых и сегодняшней молодежи. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

3. Цель исследования: 1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться

милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

4. Объект исследования:

события Великой Отечественной войны на территории села Давыдовка

Николаевского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей моего села и вклад в дело борьбы с фашизмом.

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

2. Основной раздел:

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. (слайды)

А вот их неполные имена:

Арютова (Еремеева) Вера Степановна - 05.01.1942 г.р.

Барбин Алексей Ефимофич - 01.01.1941 г.р

Барбина (Гусарова) Пелагея Михайловна- 01.12.1941 г.р

Базлин Василий Павлович - 11.04.1940 г.р.

Базлина (Девяткина) Валентина Владимировна - 19.11.1941 г.р

Болонов Борис Иванович- 1935 г.р.

Болонов Василий Васильевич - 18.07.1942 г.р.

Болонов Василий Иванович - 12.01.1933 г.р.

Болонов Иван Тимофеевич - 05.07.1940 г.р.

Болонов Петр Федорович - 1938 г.р

Болонов Михаил Тимофеевич - 28.11.1945 г.р.

Болонова (Тюртюкова) Анна Степановна - 15.09.1936 г.р.

Болонова (Слугина) Анна Дмитриевна - 16.05.1940 г.р.

Болонова (Чичкина) Елизавета Павловна - 1938 г.р.

Болонова (Рыскина) Серафима Ивановна - 25.06.1939 г.р.

Видьманова (Сараева) Мария Алексеевна - 08.05.1937 г.р.

Гусева (Старкина) Ольга Ивановна- 08.07.1936 г.р.

Гусарова (Ермошкина) Татьяна Ивановна- 04.03.1937 г.р.

Девяткин Григорий Федорович - 20.02.1937 г.р.

Девяткина (Лапшина) Галина Ивановна- 01.07.1939 г.р.

Девяткина (Киндяшова) Валентина Акимовна - 14.07.1944 г.р.

Дудаев Виктор Семенович- 08.03.1939 г.р.

Дудаева (Сараева) Анна Гавриловна - 05.02.1939 г.р.

Земцов Иван Яковлевич - 01.02.1944 г.р.

Земцов Николай Тимофеевич - 04.12.1939 г.р.

Игаев Николай Матвеевич - 19.04.1945 г.р.

Игаева (Попова) Вера Серафимовна - 15.12.1943 г.р.

Игаева (Гобузова) Ольга Ивановна - 09.04.1932 г.р.

Кибиткина (Левашова) Мария Тимофеевна - 05.10.1938 г.р.

Кошкина (Сырысева) Нина Семеновна - 08.01.1941 г.р

Кошкин Николай Николаевич- 1939 г.р.

Куркин Иван Григорьевич - 1938 г.р.

Куркина (Крылова) Раиса Матвеевна- 12.01.1940 г.р.

Лемаев Алексей Тимофеевич - 12.08.1938 г.р.

Лемаева (Ногаева) Валентина Ивановна -22.08.1942 г.р.

Лемаева Мария Ивановна - 08.12.1938 г.р.

Лемаева (Сырысева) Нина Семеновна - 13.01.1936 г.р.

Лешина (Кошкина) Елизавета Петровна - 12.11.1938 г.р.

Матвеев Геннадий Григорьевич - 13.07.1943 г.р.

Мочалкина (Тултаева) Клавдия Ивановна- 05.06.1936 г.р

Мочалкин Иван Васильевич- 1934 г.р

Маренников Вячеслав Иванович - 01.11.1939 г.р

Маренникова (Сюндюкова) Нина Максимовна - 28.09.1939 г.р

Османова (Савкина) Раиса Федоровна - 27.07.1941 г.р.

Пивцаев Николай Петрович - 06.04. 1940 г.р.

Пивцаева Валентина Дмитриевна- 1942 г.р

Прохорова (Чичкина) Нина Павловна - 01.05.1944 г.р.

Сараева (Сырысева) Антонина Ивановна -07.05.1934 г.р.

Сюндюков Николай Иванович - 1932 г.р.

Сюндюков Иван Максимович - 28.02.1934 г.р.

Сюдюкова (Девяткина) Елена Владимировна - 13.06.1940 г.р.

Сырысева (Наумова) Пелагея Семеновна - 10.01.1932 г.р

Солодовникова (Болонова) Нина Ивановна - 25.12.1932 г.р

Сметанкина (Горбунова) Евгения Михайловна - 22.09.1932 г.р

Сырысева (Келасьева) Елизавета Кузьминична -14.03.1935 г.р.

Сырысева Мария Николаевна- 14.11.1936 г.р.

Сырысев Василий Иванович -30.07.1945 г.р.

Сюлаев Сергей Михайлович - 09.02.1941 г.р

Сюлаева (Чичкина) Мария Павловна -02.09. 1940 г.р

Сюлаева (Солодовникова) Раиса Семеновна - 06.10.1940 г.р.

Пивцаев Иван Григорьевич -14.04. 1940 г.р

Пивцаева (Шиндина) Елизавета Дмитриевна - 20.09.1941 г.р.

Перкова Лидия Николаевна - 02.05.1942 г.р.

Тарабаева (Сидорова) Анна Васильевна - 24.01.1942 г.р.

Тарабаев Александр Иванович - 20.01.1939 г.р.

Тарабаева (Тиханкина) Валентина Николаевна- 11.08.1942 г.р.

Тараканова (Базлина) Валентина Сергеевна - 29.08.1938 г.р.

Тултаев Иван Иванович - 13.10.1938 г.р.

Тултаева (Видьманова) Нина Михайловна -06.01.1941 г.р.

Тултаева (Рогожкина) Антонина Федоровна -03.05.1933 г.р.

Тиханкина (Латышева) Мария Алексеевна - 19.10.1942 г.р.

Тиханкина (Кирдянова) Прасковья Семеновна -07.04.1941 г.р.

Тюртюков Виктор Степанович -19.12.1939 г.р.

Чекмарева (Кибиткина) Анастасия Николаевна - 26.10.1940 г.р.

Чекмарева (Кирдянова) Елизавета Ивановна - 1940 г.р.

Чернова (Кирдянова)Анна Семеновна -30.04.1936 г.р.

Чувашов Юрий Михайлович -04.10.1941г.р.

Чувашова (Горбунова) Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Уразлин Алексей Сергеевич - 31.12.1938 г.р.

Уразлина (Лапшина) Анна Никифоровна - 05.09.1938 г.р.

Уразлин Виктор Николаевич- 1939 г.р

Чувашова Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Щеголев Николай Павлович- 04.08.1943 г.р.

Из воспоминаний Болонова Бориса Ивановича (1935 - 2009г): (слайд)

«Родился в семье рабочих в Сталинграде. Мать Аксения Степановна была домохозяйкой, отец Иван Алексеевич работал сталеваром. В 1939 году семья переехала в Давыдовку. Учился в Давыдовской начальной, затем в Барановской школе. Когда началась война, мне было 6 лет. Больно вспоминать, снова переживая те далекие события. Жилось тяжело. Мы, маленькие дети, в основном пасли скот, иногда возили навоз. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, суп из крупы был очень редко. Ходили в старых лохмотьях, обуви практически не было. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Иногда по несколько дней ничего не ели. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из жмыха пекли. В 1953 г был призван в армию, служил танкистом в Польше. Всю жизнь проработал трактористом в Николаевском комбинате строительных 7. материалов. За высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии в организации местной промышленности Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудовой Славы 3 степени. (слайд) . Умер в 2009году, похоронен на сельском кладбище.

Воспоминания Сюндюкова Ивана Максимович а вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: (слайд). « Родился 28.02.1934 г в селе Давыдовка. Окончил Давыдовскую начальную школу. Когда началась война, мне было 7 лет. Работал с родителями в поле, возил из леса дрова, ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. Дома топили соломой. Постоянно думал о еде, хлебе, не было обуви. Не дай Бог никому узнать, что такое голод. В 1953 году был призван в армию. После службы вернулся в родное село. Женился. 43 года работал трактористом в колхозе имени 21 съезда КПСС. Ударник девятой, одиннадцатой пятилетки, победитель социалистического соревнования 1978 года. Неоднократно награждался грамотами Управления сельского хозяйства, ценными подарками. За достигнутые успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи зерна и других продуктов земледелия в 1973 году, награжден орденом «Знак Почета». В настоящее время на пенсии.

Из воспоминаний Офтаевой Анны Парфёновны : (слайд) «Родилась в селе Давыдовка в крестьянской семье. В 1932г. уехали жить в Москву, там был хлеб, была еда. Когда началась война, и враг стал угрожать столице - Москве, началась эвакуация населения. Мои родители вернулись в товарном вагоне в родное село, в своё старое саманное жилье. Закончила 4 класса в Давыдовской начальной школе, сидела с детьми старшей сестры. В 13 лет начала работать в колхозе: пахала на лошадях и быках, сеяла, убирала урожай, косила траву, сушила сено. Летом вставали в 5 часов утра, а спать ложились за полночь. Работала на лесоразработках, на торфяниках, возила из леса дрова. Зимой вязали носки, варежки, сушили сухари и отсылали всё на фронт. Сами ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. О победе я узнала сидя дома. Была весна, из открытого окна я услышала радостный крик соседей: « Война закончилась - мы победили!» В 1949 году вышла замуж. Вместе с мужем воспитали 9 детей (семь сыновей и две дочери). (слайд) После войны работала кашеваром в колхозной столовой, рабочей по производству кирпича в комбинате строительных материалов, 11 лет работала кочегаром в сельском клубе. В 1979 году ушла на пенсию. Сейчас на заслуженном отдыхе. Радуют меня дети, внуки, правнуки. Их у меня много, разъехались по всей необъятной стране…» (слайд)

К «детям войны» относятся мои дедушка и бабушка: Пивцаев Николай Петрович и Пивцаева Валентина Дмитриевна. Они родились в 1940, 1942 гг. Что могут помнить они, пятилетние?! Здесь, в селе не было бомбёжек, но были голод, холод и разлуки. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Уходили отцы и деды на фронт, а мамы и бабушки плакали, работали и поднимали детей. Работали и не просто плакали, а «вопили». Спать укладывая детей, пели военные колыбельные. В поле собирали вместе со старшими колоски, рыли картошку, свёклу; много трудились в огородах и дворах. И все время хотелось есть, хотелось сахара и хлеба, а приходилось жевать хлеб с лебедой и суп с крапивой. Детская память стирает все страшно, но все же вспоминается, как получали письма с фронта и плакали от радости и горя. Без вести пропал в 1942 году мой прадедушка Пивцаев Пётр Кузьмич. (слайд) Дедушка окончил 5 классов. В семье было четверо детей. Отслужил в армии, работал в колхозе, комбинате строительных материалов, неоднократно награждался Почетными грамотами как «Лучший слесарь». Сейчас на заслуженном отдыхе. (слайд)

Архивные материалы.

Из «Истории Николаевского района» я узнала, что с воинами - фронтовиками постоянно были связаны школьники. (слайд) …Колхоз имени Чкалова был одним из лучших в Барановском районе, куда относилось и наше село Давыдовка. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров.

Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны. …Создавались звенья по сбору колосьев из 11учеников 1-4 классов. Газета «Стахановец» 9 сентября 1943 года писала: «В поле на каждом квадратном метре осталось по 4-5 колосьев. Зерна из 5 колосьев, оставленных на этом метре уборочной площади в стране, вполне достаточно для создания хлебного фонда в 145 миллионов пудов.

Подобрать на полях все до последнего колоска - это был долг ребят. Вслед за комбайнами и простыми машинами на всех участках колхоза, тщательно подгребались колосья конными и ручными граблями, а также подбирались вручную. В 1944 году на колхозных полях работало 2 860 детей, которые пропололи 3 029 га посевов и заготовили 85 тыс. штук веников…

Из архивных источников я узнала, что во время войны на территории района располагались 3 детских дома - Б. Озеро, Ахметлей и Топорнино.

Интервью одноклассников. (слайд)

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.

Дарья Б. 9 кл : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов бабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать, ведь многое то, что она рассказывала, нам не даётся на уроках истории. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие 4 года. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Кирилл С. 9 кл . : «О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи.

А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Битва за Москву», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть. В нём настолько показывается жизнь того времени. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и призывает любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Дмитрий Т. 11 кл : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже 70 лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»

4. Заключение. В заключении я хочу сказать о том, что память - великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. (слайд)

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. (слайд)

Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Все, что вынесло поколение людей военных лет - это подвиг, самопожертвование во имя Победы. Все - от стариков, женщин, подростков до детей военных лет - стяжали себе право называться ветеранами войны.

Старшие ковали Победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии. В своей исследовательской работе я много узнала о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. (слайд)

Ежегодно в нашей Давыдовской средней школе важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, праздники, День Защитника Отечества, факельное шествие, митинг у обелиска.

В прошлом году выполнен проект «Мемориал» под руководством учителя истории Паксеваткиной Л.Н. 9 мая 2015 г в честь 70 -летия Победы в Великой Отечественной войне открыты мемориальные доски с именами ветеранов войны сел Давыдовка, Губашево, Болдасьево. (слайд) 13.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. (слайд)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

Использованная литература:

1.Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти. Николаевский район

3. Интернет - ресурсы

4. Публикация проекта на сайте «ИнфоУрок»

Приложение 1.

Офтаева Анна Парфеновна (награды)

Приложение 2

На этом фото Пивцаев Петр Кузьмич (первый справа), мой прадедушка.

Родился 1911 году в селе Давыдовка, призван в СА 1941 году Барановским РВК. Красноармеец. Пропал без вести в сентябре 1942 года.

Свидетельство о рождении Пивцаева Н.П. 1940 г Фото Пивцаева Н.П.

Почётные грамоты Пивцаева Н.П. «Лучший слесарь»

Трудовая книжка деда Пивцаева Николая Петровича.

Военный билет Пивцаева Н.П.

Пивцаев Н. П. (дедушка) на заслуженном отдыхе

муниципальное казённое образовательное учреждение
«Пионерская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс проектов
Номинация – информационный проект
Авторы проекта: учащиеся 8 класса
МКОУ «Пионерская СОШ»
Руководитель: Кадрашова Сауле
Сапаргалиевна учитель математики
1
Николаевск 2015

Руководитель проекта:
Кадрашова Сауле Сапаргалиевна, классный руководитель 8 класса

Участники проекта:
учащиеся 8 класса
администрация Левчуновского сельского поселения
Толочок Елена Александровна библиотекарь
родители 8 класса
География проекта: МКОУ «Пионерская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Сроки проекта: 01.10.2014г. –01.03.2015
2

Оглавление:
1. Введение …………………………………… 4­8
2. Теоретические основы проекта ……………………………………………..
9­10
3. Механизмы и этапы реализации проекта …………………………………..
11­12
4. Результаты реализации проекта …………………………………………….
13­14
5. Практическая значимость проекта …………………………………………
15
6. Источники информации ……………… 16
7. Список приложений 17­ 27
Приложение 1 ……………
……………………………………………
Приложение 2 …………………………
3

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство­
И боль, и радость грозных лет....
Актуальность.
Введение
В 2015 году вся страна отмечает 70­летие Великой Победы, серьезный срок,
равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько
поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы
восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем
ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней
получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего
поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой
Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное
поколение мало и не очень охотно читает, а также редко имеет возможность
смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на
телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и
участники тех событий уходят из жизни. Ребенок, читающий о войне в
параграфе, заданном на дом учителем, воспринимает ее лишь как одно из
многих в бесконечной цепи историческое событие, а не как нечто чрезвычайное,
имеющее отношение ко всем и каждому и что не имеет срока давности. Из
беседы с одноклассниками выяснилось, что они имеют довольно поверхностные
знания о Великой Отечественной войне. Но самое страшное­ большинство (!)
из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из
родственников воевал, погиб или ранен, какие имел награды. Таким
образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и
трагичном событии нашей Родины и всего мира в XX веке­ Великой
Отечественной войне.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего
народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи
и своих односельчан. Именно поэтому в работе по патриотическому
воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего
народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из
4

биографий родственников, односельчан обучающихся. Время неумолимо. С
каждым годом все меньше и меньше остается очевидцев той страшной войны.
Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Наш проект - это попытка собрать глыбы народной памяти у односельчан.
Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы.
Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников - тех, кто был, кто
знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании
Победы.
Мы не напрасно беспокоимся,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память­наша совесть,
Она как сила нам нужна!
Таким образом, учитывая актуальность поднятой проблемы, наш класс решил
разработать проект «Дети войны». О жизни этого поколения мы тоже почти
ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так
как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла у многих
близких людей.
Под оружием фашистов сталинградцы покидают город
5

Вид проекта: исследовательский
Цель проекта:
расширить знания о Великой Отечественной войне, опираясь на рассказы и
воспоминания земляков, которые в то время были детьми;
увековечить воспоминания очевидцев войны детского возраста нашего села.
Задачи проекта:
собрать воспоминания народной памяти у односельчан обо всем пережитом
детьми в те безжалостные годы;
создать книгу о детях Великой Отечественной войны п. Пионер;
оформить композицию «Дети войны»
презентацию «Война глазами детей» и выступить с ней на общешкольном
классном часе учеников с приглашением родителей;
привлечь внимание к сохранению и изучению семейного архива и реликвий,
традиций семьи.
Объект исследования:
Жители поселка Пионер, относящиеся к категории дети Великой Отечественной
войны
Форма организации: коллективная
Основополагающие и проблемные вопросы проекта
Что помнят дети войны?
Что поняли, увидели, запомнили?
Что могут рассказать?
Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?
6

Ожидаемый результат:
Результативность реализации проекта измеряется готовностью и стремлением
приносить пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться
ею, знать, изучать ее историю и помнить.
Эта память­верьте, люди,­
Всей земле нужна….
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Методы:
– собеседование;
– анкетирование;
– интервью;
– эксперимент (классный час, разработанный учениками);
– сравнение полученных результатов;
– работа с дополнительными источниками с целью получения новой информации;
­ обобщение.
Виды деятельности:
уроки Мужества
урок Победы
библиотечные уроки
праздничные концерты для тружеников тыла
акция « Мы против войны»
участие в районном смотре военно­патриотических клубов
7

Теоретические основы проекта:
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя
делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не
подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово ­
война. Когда война накрыла своим черным крылом всю страну, не могли дети до
конца осознать, какое горе выпало и на их долю. У целого поколения, рожденного
с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так
называют сегодняшних 70­87­летних людей. И дело здесь не только в дате
рождения. Их воспитала война.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
(Роберт Рождественский)
Как, какими силами была одержана победа через 1418 страшных, мучительных
дней? По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн.
жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные –
старики, женщины, дети. Среди них не только воины, но и дети­ мальчишки и
девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и
взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети. Статистика молчит о том,
сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных
просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное
детство. Как внезапно ворвалась война в их детство и юность... Сколько тогда
бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся,
9

потерявших родных и близких! Они не знали, как сложится их жизнь через год,
месяц, день или час.
Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте.
Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми. Дети воевали
наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это
были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во
время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
Война ­ самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и
утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь
детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно
трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. В исторической
памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы. Почти
каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата.
Уже 70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, что позволяет по­новому
обратиться к истокам и истории гражданско­патриотического воспитания на
примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история
нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную
державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и
уважения к закону.
У времени есть своя память­ история. И поэтому мир никогда не забывает о
трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе о жестоких войнах.
Потому что и сейчас где­то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от
снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.
10

Механизмы и этапы реализации проекта:
Этапы
Механизмы
Сроки
реализации
11

Подготовительный Формирование групп для проведения
01.10.14­01.03.15
исследований, решения проблем, выбор
названия проекта. Постановка цели и
задач. Определение методов
исследования. Предварительная работа с
педагогами, детьми и их родителями.
Составление перспективных планов.
Подбор материала о ВОВ. Проведение
диагностики с учащимися школы разных
возрастных групп о целесообразности
выполнения проекта. Выдвижение
гипотезы: Жизнь детей в годы войны
была очень тяжелой. Даже спустя
десятилетия людям больно вспоминать
об этом.
Реализация всех направлений
деятельности по плану: выявление "Детей
войны" среди жителей поселка Пионер.
Сбор сведений о жизни детей в годы
войны (с помощью интервью, изучения
статей в газетах), обобщение собранных
сведений, подготовка презентации;
встречи и беседы с жителями села,
выяснение подробностей их жизни в годы
войны;
запись бесед воспоминаний детей войны;
оформление собранного материала в
Книгу памяти «Дети Великой
Отечественной войны»
оформление композиции «Дети войны»
02.11.14– 20.01.15
Основной
(практическая
часть)
Заключительный
Оформление проекта. Защита полученных
результатов и выводов. Проведение
внеклассного мероприятия в форме
круглого стола по результатам работы
01.03.15
12

над проектом. Презентация композиции и
книги о детях Великой Отечественной
войны
Презентация «Война глазами детей»
Раненные и избитые фашистами дети
13

Результаты реализации проекта:
Наш проект «Война глазами детей» ­ это попытка собрать глыбы народной памяти
у односельчан. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те
безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников -
тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд
в ожидании Победы. В начале проекта мы провели анкетирование учащихся «Что я
знаю о бабушках и дедушках». Анкетирование среди 1­9 классов показало, что
детей войны­ только четыре. У Вани Нестерова ученика 1 класса есть бабушка
Нестерова Анна Ивановна 1926 года рождения, участница ВОВ, периодически
живет с ними. Но, к сожалению с ней пообщаться не удается, она тяжело больна.
Мы все же навещаем ее, поздравляем с праздниками. Эта семья переехало в наше
село год назад из города Камышина. И у Жумагазиевой Айслу ученицы 2 класса
есть бабушка, которая живет с ними Аткалиева Валентина Андреевна 1939 года
рождения. А у Карины, Батыра, Самиры, Азиза и Феликса есть одна бабушка и
один дедушка. Это Куншкалиев Кувай и Куншкалиева Уркия, оба они 1944 года
рождения. Затем обратились в Администрацию Левчуновского сельского
поселения, где уточнили списки. В нашем селе прописано 22 человека,
относящиеся к категории «Дети­войны». Из них 2 не проживают, дети забрали.
Составили таблицу по годам, кто проживает:
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
5
20
1926
1930
1932
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1944
№ Года рождения Количество
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого:
Все мероприятия были посвящены празднованию 70­й годовщины разгрома
советскими войсками немецко­фашистских войск в Великой Отечественной войне,
что были представлены в разнообразной форме. Всего было проведено 15
мероприятий, в которых приняло участие 30 учеников, 25 родителей и 38
жителей села. В начале сентября провели акцию «Мы не хотим войны».
Участвовали учащиеся 1­9 классов. В октябре месяце с администрацией
Левчуновского сельского совета провели на базе нашей школы праздничный
концерт для жителей села «День пожилого человека», где поздравляли юбиляров,
14

наш класс принял активное участие. Мероприятие получило высокую оценку.
Были проведены классные часы, уроки Мужества, единый урок Победы, с
использованием презентаций. Проведен конкурс рисунков «Через года­ помните!»,
победители награждены грамотами, конкурс военных песен «Когда поют солдаты»,
конкурс чтецов «Война глазами детей», приняли участие в районном смотре
военно­патриотических клубов, провели ряд спортивных мероприятий.
Провели тематический вечер «Дети войны» в форме круглого стола по
результатам работы над проектом, который прошел особенно тепло и душевно.
Вели разговор о людях, детство которых выпало на трудные и жестокие военные
годы. Зрители не скрывали своих слез, слушая рассказы ведущих о детях войны
живущих и сегодня рядом с нами. О жизни этого поколения они тоже почти ничего
не знали. Были представлены композиция и книги о детях Великой Отечественной
войны и презентация «Дети войны» . А ведь именно они, дети войны, стали главной
ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла
у многих близких людей. А когда, проделав такую работу, пришли к выводу
назвать наш проект: «Война глазами детей». Тем самым мы старались показать, что
не утеряна связь поколений и сохранена память о людях переживших военное
время. Мы подтвердили старшему поколению, что история нашего края,
история нашей страны, истории отдельных судеб наших земляков не
безразличны нашей молодёжи. Мы дети XXI невольно примеряем на себя
судьбу детей войны. А как бы мы поступили, будучи их месте? Нам хочется
быть похожими на детей Сталинграда, которые любили свою Родину, свой
Сталинград, были самоотверженными и очень ответственными.
Данный проект помогает формировать эффективную систему патриотического
воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого
подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу
обществу и государству. Стремлением граждан к выполнению своего гражданского
долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием
сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым
гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и
соотечественников.

Практическая значимость проекта:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили,
берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Образ воина остается
одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков
15

в период взросления. Для нормального развития мальчика необходимо, чтобы
смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя
свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были
своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда детям легче соотнести их с собой,
легче на них равняться. Такие черты, как честность, сочувствие, патриотизм,
твердость характера, нужны детям XXI века.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа
в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи и своих
односельчан.
Пусть ратные и трудовые дела и подвиги наших земляков не изучают в школах, но
мы, жители земли Николаевской, п. Пионер должны навеки запечатлеть их в нашей
памяти и передать потомкам. Считаем, что проделанная нами патриотическая
работа окажет действие на учащихся и взрослых, увековечить воспоминания детей
войны о Великой Отечественной войне. Участие в проекте еще больше сплотило
наш класс и наше село, и это измеряется готовностью и стремлением приносить
пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться ею, знать,
изучать ее историю и помнить. Уже 70 лет минуло с того времени, как закончилось
Великая Отечественная война. Все дальше уходят в глубь истории ее грозные,
героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из
народной памяти. Мы своей работе подтвердили гипотезу. Жизнь детей в годы
войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно
вспоминать об этом. Поэтому мы считаем, что дети войны­это живая память,
которую мы должны хранить и передавать из поколения в поколение. Мы
должны учиться преодолевать все трудности, ставить перед собой высокие цели и
достигать их. И поступки детей войны, которые в трудное время волю к жизни,
стремление помочь родной стране, людям, не утратили нравственность и душевную
красоту, должны служить нам примером.Люди, детство которых пришлось на
военные годы, выросли достойными уважения. Радует то, что наши «Герои
проекта» (дети войны) сохраняют активную жизненную позицию. Дай им бог,
здоровья!
Список использованной литературы:
16

Автор­составитель Ю.В. Кулешова. «Война глазами детей» Волгоград, 2008.
Сорокина Л.П. Дети Сталинграда. Волгоград, Ниж.­Волж. кн.изд­во,1983.
Самсонов А.М. Сталинградская битва. М: Наука, 1968.
Ржевская Е. Записки военного проводника. М.: Детская литература.1985.
Прокофьева Л.В. Незабываемое. Волгоград, 2005.
Колотилин А.С. Осколки в сердце. Волгоград, 1992.
Час Мужества. Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. Ред.
Р.Е.Данкова. – М.: Оникс. 2007 г.
Интернет ресурсы. Материалы сайтов.
http://netvoyne.ru/pioneryi/alesha­kuznetsov.html
http://fonddvov.narod.ru/deti_vov_glazami_vnukov_pobedi/
http://www.sergiev­posad.ru/gorod/history/?id=3852 – Война и дети
http://www.a­z.ru/women_cd2/4/index.htm ­ дети в период ВОВ
Первые детские улыбки

Фонд развития Международного университета
НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

Проектная работа

У войны не детское лицо

Белоусов Иван

6 класс.

Научный руководитель:

Усанова Н.П.,

Воспитатель класса

Москва

2007 - 2008


Введение

Глава. 1 У войны не детское лицо

1.1. Участие детей в ВОВ

1.2. Блокада и дети

1.3. Работа детей в тылу и участие в партизанском движении.

1.4. Судьба детей в фашистских концлагерях

Глава.2 Экспериментальное исследование, посвященное участию детей в Великой Отечественной войне.

2.1 Методы, применяемые в исследовании.

2.2 Описание результатов исследования

2.3 Описание продукта проекта

(разработка материалов к классному часу)

Заключение

Список источников информации

Приложения

Приложение 1 - анкета

Приложение 2 – разработка урока



Стр.3
Стр.5
Стр.25
Стр.43
Стр.43
Стр.47
Стр.71
Стр.73
Стр.75

Введение

В проекте «У войны не детское лицо» мы хотим показать значимость участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны и факторы взросления детей военного поколения. В память о тех, кто перенес суровые годы войны на своих детских плечах, помог стране в трудные годы, мы молодое поколение, хотим больше узнать и рассказать другим.

В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны, причин взросления детей в те годы. Я считаю, что это очень серьезный пробел для современной молодежи. Жизнь моих сверстников, судьба которых складывалась в те годы, может стать для меня примером для подражания. Я очень хотел бы иметь те навыки взросления, которые имели дети в те годы. Ведь они работали не за деньги и не за награду, они работали за победу. И я думаю, что именно этот вклад детей в победу нашей страны был очень весомым. Ведь дети работали на заводах, фабриках, воевали в партизанских отрядах, участвовали в боевых действиях, работали на колхозных полях, работали в госпиталях. Мы можем сделать вывод, что в те суровые годы жизни дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.

Актуальность нашей работы заключается в изучение фактов участия детей в суровые годы войны, выяснения причин быстрого взросления с исторической точки зрения.

Научная значимость состоит в изучении фактов участия детей в жизни страны в суровые годы войны и причин быстрого взросления с исторической точки зрения.

Социальная значимость состоит в пробуждении интереса у молодого поколения к мало известным фактам войны.

Личностная значимость . Мы откроем для себя много новых, интересных фактов из жизни своих сверстников в суровые годы Великой Отечественной войны.

Объектом исследования является Великая Отечественная война.

Предметом исследования является военное детство моих сверстников в годы тяжких испытаний.

Гипотеза: нашей работы состоит в изучение литературы, рассказы очевидцев тех времен, покажет, что роль детей в достижении победы была очевидна.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: исследовать факты участия детей, в событиях Великой Отечественной войны.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:


  1. Изучить литературу по этой теме.

  2. Провести опрос в среде своих сверстников в школе.

  3. Анализ и синтез подборки материала.

  4. Сделать выводы.

  5. Создать пособие для применения на уроках истории и классных часов.
В исследовании были использованы следующие методы и методики: эмпирические: анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Практическая значимость работы: изучив факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны сделать подборку материала для использования на уроках истории и классных часов.

Взрослеет каждый в годы горя.

Его душа страдает. Нет покоя

И на ряду со взрослыми стремится

Такое совершить… Что можно удивиться!

(учитель словесности Озерова В.М.)


Глава 1. У войны не детское лицо
1.1 Участие детей в Великой Отечественной войне.

Наш проект о судьбе и участии наших сверстников в событиях войны. Это материал о подвиге детей и подростков в тылу, на фронте и судьбах в концлагерях. А Подвиг не умирает!

С каждым днем все дальше уходит в историю Великая Отечественная война, война героическая, победоносная! Война советского народа против фашизма. Но - кажущийся парадокс – все большую роль в нашей сегодняшней жизни играет память о ней.

Конечно, не просто воспоминания о пережитом, а осмысление уроков Великой Отечественной войны, того бесценного, героического опыта и во многом трагического опыта, который приобрел народ, опыта социально- исторического и духовно- нравственного. И, только память народа связывает – должна связывать! – прошлое с будущим. И в этом смысле воспоминания участников войны, порой невольных участников – это детей, сейчас являются для нас чрезвычайными послами от прошлого и настоящего человечества в его будущее. А именно тема участия детей в событиях войны освещается только в воспоминаниях.

Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то неестественное, несовместимое. Но многое станет понятным, если мы вспомним, какую войну принесли гитлеровцы на нашу землю. Они сами назвали ее войной «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных,

и хилых стариков, и женщин и детей. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками. Они выполняли боевые задания с ловкостью, смекалкой, присущей только детскому возрасту. Война отняла у детей дом и детство, и суровые командиры, нарушая инструкции, скупые строки которых не предусматривали солдатскую нежность, зачисляли рядовыми. Им наскоро перешивали одежду. Но мальчишки и девчонки часто проявляли изумительную хитрость. А потом, освоившись, были неуловимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат, быть советским воином. И дело здесь не только во внешней похожести, или в романтике военной формы, а в сущности, в проявлении жгучей ненависти к врагу и неподдельной любви к Родине.

Рис.1. Раненые дети в палате Ленинградского государственного Педиатрического института. Дети и война - понятия несовместимые. Эти дети пострадали от бомбежек немецкой авиации.



Рис.2 Школьники хутора Синеоковского Сережа Землянский, Шура Величенко, Шура Иващенко и Володя Поломарщук собирают брошенные немцами боеприпасы и оружие.

Дети собирали трофеи после боя. Надо нашей родной советской армии помогать!


Рис.3. Дети колхозников одной из деревень Калининской области в лесу, у землянки, где они жили в дни оккупации
В годы войны от фашистов прятались в землянках. А жизнь продолжалась и в холодных землянках.

Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокированном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию.

Враг объявил нам свою тотальную войну и получил от нас народную, священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.

Это были только отдельные маленькие герои - сыны и дочери фронтовых полков, партизанских отрядов, подпольных организаций в тылу врага. Но все же их были сотни, может быть даже тысячи, и многие из них легли в братские могилы фронтовиков, приняли мучительную смерть в застенках гестапо, пали неизвестными героями.



Рис.4. На улице освобожденной от оккупантов деревни.
Ленинградская область, 1944.

А многие с честью прошли ратный путь и сейчас живут и трудятся в городах и селах, а их соседи и знакомые порой и не подозревают, какая биография за плечами этих еще сравнительно молодых людей.

А в Великую Отечественную войну они были маленькими разведчиками и связными, юными пехотинцами, артиллеристами, танкистами и матросами – они с полным правом могут сказать о себе «выросли мы в пламени, в пороховом дыму». Конечно, лишь те, которым военная судьба позволила вырасти, а не оборвала преждевременно жизнь.

Около 20000 пионеров, участников обороны столицы СССР, награждено медалями «За оборону Москвы»

Война не та школа, где должен воспитываться подросток. Но те из них, что волею судьбы прошли эту школу в годы борьбы с гитлеризмом то ли по классу фронта, то ли по классу партизан, по существу, окончили целый «университет жизни». Нет сомнения, что из них выработались люди мужественные, волевые, готовые к борьбе с любыми трудностями, какие только могут встретиться человеку на жизненном пути.


Рис.5 Наводчик А.Ошурко с юным воспитанником гвардейцев К.Степановым

Маленький боец принял участие в настоящем бою, но это не первая и не последняя его победа!

Рис.6 6-летний Толя Воронов, прошедший боевой путь с одной из гвардейских дивизий. Маленький герой рассказывает фронтовые байки. Сколько – же такому мальцу надо было пройти фронтовыми дорогами, или что такое совершить, чтобы получить этот орден?



Рис. 7 Отличницы 4-го класса 47-й школы г.Ленинграда, награжденные медалями «За оборону Ленинграда»

Есть теперь что рассказать, когда, наконец - то встретились фронтовые

подруги! А фронтовым подругам лет по 10-12! И эту дружбу, они пронесут через года! И встретят Победу на Красной площади 9 мая 1945 года. И уже повзрослев, в этот день будут каждый год встречаться в сквере у Большого театра.



Рис.8. 15-летний разведчик Вова Егоров с бойцами своего подразделения

Взгляни на этих мальчика! Он уже ни один день идет фронтовыми дорогами со своими сослуживцами! А сколько будет еще пройдено, пока не дойдет до фашистского логова – Берлина, до рейхстага! Может и он распишется на его стенах?


Рис.9. Мальчишки в солдатских гимнастерках и их сверстники в тылу вместе со взрослыми приближали победу, не жалея сил и самой жизни.
Война. Это было суровое время. Но это было и героическое время. 1418 тревожных дней и ночей длилась Великая Отечественная война с фашистскими ордами. Все эти 1418 дней наряду со взрослыми рядом были дети и подростки. В эти грозные годы дети встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, чтобы помочь стране в ратном и трудовом деле на благо Великой Победы.

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: «Все для фронта, все для победы!»

Мальчишки в солдатских гимнастерках и их сверстники в тылу вместе со взрослыми приближали победу, не жалея сил и самой жизни. Сколько таких мальчишек и девчонок, в не по росту гимнастерках и шинелях встало на защиту Советской Родины, которая олицетворялась в их красных галстуках и октябрятских звездочках и, конечно в настоящих медалях, которые дети получали.

Медаль Вити Киселева .

Советская Армия гнала фашистов на запад. Было освобождено село Иваново Московской области. В этот незабываемый день пионер Витя Киселев, у которого мать погибла, а отец воевал на фронте, был взят в гвардейский полк.

Витя стал разведчиком. Однажды он пробрался в деревню Шиловка, чтобы собрать сведения о противнике. Фашисты схватили Витю и стали допрашивать. Ни слова не сказал юный разведчик о своей гвардейской части. Смерть угрожала Вите Киселеву, но в это время в деревню ворвались советские войска и освободили сыны полка. За участие в боях против фашистских захватчиков Витя Киселев был награжден медалью «За отвагу». Московская область, 1942 год.

Когда нынешний подросток – юноша или девушка – оглядывается вокруг со своим неизбежным вопросом «делать жизнь с кого?» Так не с бывших - ли сынов и дочерей полков? Ведь они пример - сложной судьбы, взросления в условиях войны, формирования характера будущего строителя мирной послевоенной жизни. И они – эти подростки победили самого страшного врага, потому, что верили и жили только Победой. А потом приняли активное участие в ликвидации послевоенной разрухи. И они эти мальчики и девочки строили страну.


1.2 Блокада и дети.

Высший подвиг – жить в подвиге не одно мгновенье, а дни месяцы, жить между бытием и небытием и вытаскивать из бездны других. Нам, в настоящем, всем бы такими быть – чувствовать других, слышать…

Найдите на карте Ленинград. Но почему Ленинград окружен черными ломаными крестами? Что значит? Зачем художник нарисовал их?

Сейчас ты поймешь.

Ломаный черный крест – это фашистский знак. Знак этот называется «свастика». На всех знаменах фашистов была изображена свастика, похожая на черного паука.

Теперь взгляни еще раз на карту. Видишь коричневую землю. Если земля нарисована коричневой, значит, ее захватили фашисты. Поэтому на коричневой земле и нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, художник нарисовал красные звезды.

Видишь, как близко подошли враги к Ленинграду? Теперь фашисты могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. А на фронт можно было доехать на трамвае.

Немецкое радио кричало на весь мир «Ленинград в блокаде! Ленинград в блокаде!»

Знаешь ли ты что такое блокада? Видите, враги не просто подошли близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. А приехать теперь никто не может в окруженный Ленинград. Все пути на суше были захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

Днем и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград. Падают на землю убитые и полыхают пожары.

На Нюрнбергском процессе, который состоялся после войны, когда народы мира судили главных военных преступников – фашистских главарей, были зачитаны страшные цифры.

За 900 дней блокады фашисты сбросили на Ленинград:

102520 зажигательных бомб, 4638 фугасных, 148478 тяжелых артиллерийских снарядов.

Среди мирного населения было 16747 убитых, 33782 раненых.

От голода и холода погибло 632253 человека. Ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков.

Опустели цехи ленинградских заводов. Потому что много рабочих ушло на фронт. Тогда на заводы пришли женщины и подростки.

Женщины сказали: - Мы заменим наших мужей.

А подростки сказали: - Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев.

15249 ленинградских пионеров - активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду – медаль «За оборону Ленинграда».

Рис.10. Взгляни на этих мальчиков. Они – ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади в первые дни мира. Двое из них были на фронте, они защищали свой город с оружием в руках. За мужество, за храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мерз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – помогал делать снаряды. Его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Нечеловеческие испытания голодом и холодом легли на неокрепшие детские плечи в блокадном Ленинграде. Об этом свидетельствую дневниковые записи Тани Савичевой.

Таня Савичева

Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же - об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:


«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи. Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграде, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища, что до сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как её вывезли из блокадного города.

140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный Бор Горьковской области. Встречать их вышли все красноборцы. Несли детям кто, что мог: пяток яиц, тарелку творога, тёплую одежду. А дети были - страшно смотреть - измождённые, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали своё дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все ленинградские дети остались жить. Кроме Тани Савичевой, истощённая голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.

Рис.11. Такие объявления висели в Ленинграде все 900 блокадных дней в магазинах, где выдавали хлеб по карточкам.


Рис.12. Блокадные дети. Сколько горя и лишений они вынесли на своих хрупких плечах: голодали, теряли близких?! Но они выжили! Потому, что это были советские дети. Они жили мечтой о Победе. И она все-таки пришла!

Поделиться