Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной деятельности детей в раннем возрасте Критерии познавательной активности младших дошкольников

Организация: МДОУ детский сад комбинированного вида № 131

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Ни для кого не секрет, что развитие познавательных интересов у детей начинается с самого раннего возраста. В данный момент для меня это особенно важно, поскольку ко мне в группу пришли дети 3 лет. Внешне познавательные интересы у них выражаются в форме вопросов. От моего отношения к этим вопросам во многом зависит, будут ли эти интересы крепнуть и развиваться, или, не поддержанные взрослыми «увядать на корню». Степень же развития познавательной активности во многом определяет школьную судьбу ребенка. Ведь прочный успех в учении, как выяснилось, зависит в значительной степени от уровня развития «бескорыстной» любознательности ребенка, от стремления узнать новое. Дети интеллектуально пассивные испытывают в учении постоянные трудности - ничем не интересуются, не привыкли к активной мыслительной деятельности, которая для них тягостна, а не радостна. И поэтому они часто склонны заучивать новый материал без понимания, действовать по заданному шаблону, пользоваться подсказкой и т.п.

Не загубить на корню детскую любознательность – это первая задача педагога, но наиболее важным для меня является выяснить, как целенаправленно и планомерно развивать и формировать познавательную активность у детей. Эта задача подтолкнула меня к более подробному и детальному изучению данной проблемы.

Дошкольное детство – период интенсивного личностного развития ребёнка, период появления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Представители теории проблемного обучения (МИ, Махмутов, А.М.Матюшкин) считают, что формирование мышления состоит не только в усвоении какого-либо объема знаний, или суммы навыков, или определенных умственных действий, но и в развитии собственной познавательной активности ребенка, такой активности которая возникает в деятельности при особых условиях- благодаря проблемным ситуациям. При этом активность не просто пробуждается к жизни, или, иначе говоря, актуализируется, как некое изначальное «дремлющее» свойство личности, а именно формируется, преемственно вырабатывается в деятельности, осуществляемой ребенком.

Анализ исследований по данной проблеме (Л.С. Выготского, М.Я. Басова, К.А. Абульхановой – Славской, Л.И. Божович и др.) свидетельствует, что именно из взаимодействия индивида со средой завязывается «весь сложный узел активности человеческой личности», что активность личности обусловлена спецификой социальной ситуации её развития. Как известно, социальная ситуация развития включает в себя и предметы, и людей и правила взаимодействия последних между собой и с предметами составляет внешний план, «оболочку» формирования познавательной активности субъекта. Непосредственно в эту оболочку включается и в ней специфически развивается активность самого человека, в данном случае ребёнка. Принципиально значение активности личности в её формировании и саморазвитии.

Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новосёловой, А.М. Фонарёва и др. доказывают сколь важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребёнка. И если рассматривать формирование познавательной активности в связи с эмоциональной, регуляторной, инструктирующей поддержкой взрослого, то станет более понятной необходимость развивать как можно раньше внеситуативную познавательную активность ребёнка, наполняя и направляя все её формы на повышение адекватности взаимодействия с внешней предметной средой и людьми. Влияние установок, отношений, связанных с формированием внутреннего мира ребёнка, его «внутренней позиции» (мысль Л. И. Божович) на познавательную активность проявляется раньше, чем формируется личность. К тому же взрослый всегда формирует личность ребёнка в целом. Согласно некоторым данным (исследования К. А. Абульхановой – Славской, ВВ. Давыдова, Н.Н. Поддьякова и др.) за основу познавательной активности ребёнка можно принять различные критерии:

  • Уровень адекватности знаний, необходимых для текущей и ближайшей жизнедеятельности.
  • Общий уровень личностного развития или тип личности.
  • Соотношение уровней развития познавательных процессов и отношений ребёнка в мире и к миру.
  • Развитие потребности ребёнка, в частности в знаниях (уровень познавательных притязаний).

По исследованиям Е.Щербаковой, В. Галицина именно активность – индикатор и фактор развития личности и её потребности, формирования зоны ближайшего развития познавательных способностей оказывается закономерно связанным с развитием общей комплексной «зоны ближайшей жизнедеятельности детей», т.е. переориентировка исследования познавательной деятельности с развития мышления, познавательных способностей и т.д. оказывается неизбежно связанной с целостной личностью и её типичными потребностями, со спецификой общей активности детей.

Таким образом, анализ теоретического и методического материала, а также собственные наблюдения позволяют мне сделать вывод о важности проблемы формирования познавательной активности и необходимости новых подходов к решению этой проблемы.

Поскольку первые выходы познавательной активности – это те вопросы, которыми малыш начинает осаждать взрослых с 3-4 лет и этот период является сензитивным для развития познавательной активности, поэтому важно не упустить этот момент для целенаправленной работы с детьми.

Для успешного развития познавательной активности детей необходимо вначале определять конкретные индивидуальные уровни развития и обучаемость каждого ребёнка. Без выполнения данного условия невозможно достичь ожидаемого положительного результата. Иными словами, чтобы развить познавательную активность ребёнка требуется определить:

  • Уровень развития познавательных процессов и когнитивных схем (когнитивный компонент КГК)
  • Уровень развития мотивационно-эмоциональной сферы (мотивацинно -эмоциональный компонент МЭК)
  • Уровень притязаний, самостоятельности и самооценки (личностно -деятельностный компонент ЛДК).

В процессе диагностики уровня развития познавательной активности я столкнулась с проблемой недостаточности диагностической базы для исследования этого компонента личности дошкольника. Поэтому мною адаптирована методика Г.Степановой «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» для детей своей группы.

Изучение индивидуального профиля социального развития ребенка проводился по следующим критериям:

  • Легко идет на контакт со взрослым
  • Откликается на просьбы взрослых
  • Успешно действует под руководством взрослого и сообща со взрослым
  • Часто взаимодействует со сверстниками
  • Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками
  • Успешно участвует в коллективной игре
  • Проявляет качества лидера
  • Успешно участвует в играх и делах предложенных другими детьми
  • Успешно разрешает конфликты со сверстниками
  • Хорошо действует самостоятельно
  • Умеет сдерживать себя, контролировать свое поведение
  • Не причиняет вреда растениям, животным, книгам, игрушкам
  • Хорошо знает и выполняет распорядок дня в детском саду
  • Признает правила, предложенные взрослыми
  • Признает правила, предложенные другими детьми

Так же мною была адаптирована диагностика Ж. М. Глозман, А.Ю.Потаниной, А.Е.Соболевой «Исследование когнитивного компонента».

Разработана и адаптирована диагностическая методика для определения уровня познавательных притязаний детей младшего дошкольного возраста «Выбери задание». Проведениая диагностика по данной методике показала, что 70% детей выбирают 1 задание, 25% детей –второе, 5 % детей -третье и четвертое задание -0%. Это указывает на то, что большинство детей выбирают более легкие задания, поскольку не достаточно владеют средствами решения познавательных задач.

Применение диагностической методики по исследованию когнитивного компонента выявило следующие результаты:

  • 100% детей знают свое имя;
  • 9,5 % детей не называют свой возраст;
  • 33% показывают его на пальчиках (вот столько);
  • 57,5 % называют вербально;
  • Называют имя мамы 100% детей;
  • Выполнение пробы на динамический праксис оказалось под силу 76% детей. Эти дети после показа каждой программы и трех сопряженных выполнений (совместно со взрослым) были способны продолжить без ошибок серийные движения самостоятельно и перенести усвоенную программу на другую руку
  • 24% детей с заданием не справились.
  • 72 % детей порядковый счет до 5 доступен только с опорой на реальные предметы (пальчики)
  • 28% детей с заданием не справились
  • Называние и понимание наименований 12 реальных предметов доступно 50% детей
  • 14% детей –доступно 11 предметов
  • 14 % - 10 предметов
  • 14% - 9 предметов
  • 4% детей- 8 предметов
  • 4% детей – 6 предметов

При исследовании памяти 29% детей смогли запомнить 3 картинки и правильно найти их среди дистракторов без удержания последовательности предъявленных стимулов; 38% запомнили 2 картинки, 14% запомнили 1 картинку; 19% не смогли справиться с заданием.

Полученные результаты я сравнила с имеющимися в литературе данными по этому возрасту. По некоторым показателям полученные мною результаты выше среднестатистических данных. Отсюда можно сделать вывод, что 3-х летним детям присуща любознательность, желание познавать окружающий мир, что и является предпосылками для развития познавательной активности. Моя задача – максимально использовать природные задатки и психологические особенности возраста для успешного развития познавательной активности ребенка.

Желая сформировать у ребенка познавательную активность, мы организовали развивающую среду таким образом, чтобы эпизодическую умственную активность малышей преобразовать в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребенка. Одной из основных задач мы посчитали обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Нами продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров и уголков. Так были созданы:

  • Центр физического развития, где созданы условия для различных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, метания, упражнений с различным спортивным инвентарём).
  • Художественный центр, где созданы условия для творческой самореализации ребёнка в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании и т.п.), для знакомства с различными видами искусства и овладения различными навыками художественного труда.
  • Музыкальный центр, где созданы условия для развития творческой активности в музыкальной деятельности.
  • Центр театральной деятельности, где созданы условия для развития творческой активности ребёнка в театрализованной деятельности, приобщении его к театральной культуре, знакомства с различными видами театров и т.д.
  • Центр науки, где созданы условия свободного доступа для экспериментирования, развитию у ребёнка биологических представлений, знакомству с природными особенностями человека, экологического сознания.
  • Центр литературы, где дети свободно рассматривают иллюстрации к сказкам, обсуждают прочитанные рассказы и сказки, прослушивают аудиозаписи любимых произведений писателей, композиторов, фоновые шумы (пение птиц, шум леса, моря, капель и т.п.)

Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Обстановка в нашей группе создана прежде всего как комфортная и безопасная для малыша. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация» заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Маленькие дети-деятели, поэтому их пребывание в нашей группе организовано так, что каждый получает возможность участвовать в играх, двигательных упражнениях, обследовании свойств и качеств предметов, рисовании, лепке, элементарном труде. Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка- это способствует развитию его активности, самостоятельности.

Мы попытались представить, какое место занимает познавательная активность в системе становления личности ребенка-дошкольника, определяющей оптимальное состояние факторов, необходимых для его дальнейшего развития и социализации.

Переход от процесса (любопытства, ситуативного интереса) к деятельности (любознательности, познанию) закономерно связан с целостной и саморегулирующейся личностью, гармоническое развитие которой фактически невозможно без действительного (взаимозаинтересованного) сотрудничества со взрослым.

Задача формирования познавательной активности у детей решалась нами в процессе организации и проведения воспитательных мероприятий, а также в рамках интегрированных форм работы: совместной деятельности, на занятиях, которые по своей структуре и содержанию направлены на развитие познавательной активности. В основу интегрированных занятий положен прием погружения в тему, который дает нам возможность объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Так, например, давая детям представления о дружбе на занятиях познавательного цикла, мы учим детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду, воспитываем эмоциональную отзывчивость, развиваем чувство уверенности в самом себе, чувство коллективизма, а на занятиях художественного цикла «Как цыпленок и котенок подружились»(рисование), или «Мы улыбаемся друг другу» (аппликация) развиваем желание детей дружить друг с другом, радоваться дружеским отношениям других людей. На всех занятиях развиваем положительное отношение к познанию, поддерживаем познавательный интерес к окружающей действительности. При работе над темой «овощи» знакомим детей с плодами, даем представление о том, где растут овощи, выделяем характерные признаки с помощью зрительно -осязательно-двигательных действий, знакомим с ролью человека в жизни растений; на занятиях художественно-эстетического цикла закрепляем внешние характеристики (цвет, форма, размер). Закрепление полученных знаний происходит в других видах деятельности. Например, на занятии по развитию математических способностей по теме «один и много» решение математических задач проходило на материале «Овощи»:

В начале занятия создаю мотивацию к предстоящей деятельности: куклы приходят в гости, приносят овощи и просят приготовить борщ. Во второй части занятия идет повторение материала об овощах. В игре «Чудесный мешочек» дети определяют форму овощей, закрепляют цвет, считают. В третьей части занятия выясняем, где куклы собрали овощи, что помогло овощам вырасти. Дети выбирают картинки с изображением солнца, дождя, лейки в руках человека, почвы. Выясняем: капуста одна, а помощников, которые помогли вырастить овощи – много и т.д. На последующих занятиях учу различать геометрические фигуры на этом же материале. Предлагаю детям найти фигуры, которыми можно заменить овощи по форме. Умственное развитие мы понимаем как развитие познавательных способностей ребенка. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Иными словами, развитие происходит только в тех случаях, когда ребенок оказывается в ситуации наличия – именно для него - познавательной задачи и решает ее успешно. Хочу пояснить свою мысль. Если интеллектуальная задача не представляет для ребенка трудности и решается им «с ходу», это уже для него не мыслительная задача, и она не будет способствовать познавательному развитию.

Познавательную задачу мы даем детям в трех основных формах, в которых она имеет для них определенный смысл. Первая форма – сюжетно-ролевая игра(как ведущая деятельность дошкольников) – неизменно вызывает у них эмоциональный отклик. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра протекает в развернутой форме, сопровождается внешними игровыми действиями. Поэтому познавательные задачи, требующие развернутых внешних действий, в младшей группе мы предлагаем в форме сюжетно-ролевой игры. Например, выполнение задания на сравнение по количеству двух групп предметов с помощью фишек (или отобрать количество предметов, равных заданному, из большего множества), мы решаем в разыгрываемой сюжетно-ролевой игре «Магазин», где один ребенок выполняет роль продавца, другой - покупателя. Игровая ситуация - - покупка в магазине определенного количества пуговиц – диктует ребенку определенные игровые действия, которые совпадают с действиями по овладению средством решения познавательной задачи: использовать заместители для обозначения количества предметов.

Еще одна возможность эмоционального проживания ситуаций познавательных задач открывается за счет обозначения их различными символическими средствами. Например, «волшебные стеклышки», через которые на занятиях по рисованию мы смотрим на предметы. Или другой пример: математический лес в царстве «Математики», когда требуется сравнить числа и расположить цифры по определенному правилу и другие задания. Символы, обладая значительной эмоциональной насыщенностью, дают возможность детям полностью включиться в ситуацию, выразить свое отношение к ней, что является одной из форм ее осмысления.

Эмоциональное отношение во всех способах, о которых я сказала, связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Есть еще прием, который приводит к непосредственному эмоциональному отношению к решаемой задаче. Мы этот прием очень часто и широко используем – это проблемные ситуации, задачи-загадки, собственно задачи. В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворенность из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа, его применение и, наконец, решение задачи приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Например, в младшей группе мы используем проблемные ситуации в решении задач на сравнение предметов по величине. Однако, именно эту форму обучения дети предпочитают в старшем дошкольном возрасте. Причем избыток игровых атрибутов может им даже мешать.

Для того, чтобы поддержать познавательную активность ребенка, направленную на обследование окружающего мира, я использую и специальный путь- это создание условий для детского экспериментирования. Наблюдения на практике различных проявлений закономерностей пробуждают у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях. Мы проводим специальное экспериментирование на «потопляемость» предметов, свойства песка, почвы. Например, «Откуда берутся лужи?» небольшими порциями наливаем воду в чашку с землей. Вывод: сначала вода впитывается, потом перестает, и тогда образуется лужа. Осенью много луж, потому что выпадает много дождей. Подобные опыты проводим не только на занятиях, но и в свободное время с детьми, проявившими интерес. Детям предоставляется наибольшая свобода, мы отвечаем лишь на возникающие детские вопросы, направляем ход их исследования. Организация и поощрение экспериментирования влияют на познавательное отношение детей к окружающему миру, расширяются их представления. С этой целью я использую неисчерпаемое богатство художественной литературы, наблюдения, беседы. Словом, все, что создает базу для дальнейшего углубления знаний. Ведь интерес как раз и возникает там, где у ребенка уже есть какие-то знания, но они еще не достаточны, и новые сведения дополняют ранее известные.

В моей работе интеграция присутствует во всех направлениях, связанных с формирование познавательной активности детей. Интеграция просматривается в подходах, методах, формах работы. Взяв за основу понятия «интеграция» как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов, можно весь интеграционный процесс схематически представить так (рис.), что позволяет увидеть целое в части и часть в целом, объединив в едином пространстве всю работу, направленную на развитие познавательной активности ребенка.

СИСТЕМНО - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА .

1.Средства

3.Принципы

4.Подходы

7.Обучение

Так на занятиях я использую методы:

  • Объяснительно-иллюстративный (при ознакомлении с новым материалом)
  • Репродуктивный (при закреплении знаний, при усвоении практических навыков и умений)
  • наблюдения
  • Частично-поисковый или исследовательский
  • Проектный метод (поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели)

Для достижения познавательной активности использую различные приемы:

  • Проблемные вопросы и задания, которые побуждают детей к сравнению и установлению сходства и различия
  • Прием преднамеренной ошибки. Очень важно, чтобы дети заметили ошибку, поправили, сделали вывод. Например, «К нам из леса прилетела птичка-белочка. Дети: белка-это зверь, у нее есть четыре лапы, мордочка, хвост, покрыта шерстью (она летать не может), а у птицы есть крылья, клюв, покрыта перьями (она может летать).
  • Игровые приемы
  • Приемы неожиданности.

Для полноценного развития познавательной активности одних занятий недостаточно, очень важно наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Так же очень важна совместная работа педагога с родителями над данной проблемой. От участия родителей в развитии познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие. Так, нами было разработано и проведено анкетирование для родителей, которое позволило нам выявить родительские группы по следующим признакам:

  • По психологическому климату семьи
  • По степени заинтересованности родителей в развитии детей

С учетом особенностей семейного воспитания были запланированы следующие формы работы с семьей:

  • Фронтальные
  1. родительские собрания с включением вопросов:
    1. условия жизни и воспитания детей в группе,
    2. формирование у детей самостоятельности,

3. особенности познавательной активности у детей 3-4 лет.

2. практикумы:

1) «Как организовать и провести простейшие эксперименты»,

2) «Как вести познавательную беседу»

3. Конкурсы – выставки

  1. «Осенняя мозаика»,
  2. «Новогодняя игрушки».

4. Библиотека для родителей(куда входят периодические и методические издания).

  • Групповые

1) консультации

2) практикумы

3) родительские встречи

  • Индивидуальные – беседы по мере необходимости.

Повторная диагностика по уровню познавательных притязаний показала, что 2 ребенка остались на первом уровне (10%); 3 ребенка на втором уровне (15%); 11 детей на третьем уровне (55%); 4 ребенка на 4 уровне (20%). Таким образом, для 75 % детей в результате проведенной работы выполнение действий, связанных с технической стороной решения задания (нанизывание колец пирамидки и по 1 и по 2 признакам) не являются интересными, привлекательными, поскольку не несут познавательной задачи.

Следуя педагогической системе развития познавательной активности детей, мы завершили первый этап.

Таким образом, изучение этой проблемы и анализ моего опыта позволили мне сделать вывод о том, что разработанная система достаточно эффективна уже сейчас и определяет пути формирования у детей способности совершенствования своей познавательной и практической деятельности в дальнейшей работе. Это совершенствование необходимо осуществлять в процессе детского экспериментирования, широкого применения проблемных и противоречивых ситуаций, поскольку они, на мой взгляд, позволяют очень рано включать детей в творческий процесс познания окружающего их сложного и изменяющегося мира.

Литература:

  1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии; М: Наука, 1980.
  2. Ж. Глозман, А. Потанина, А. Соболева Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. «Питер», 2006.
  3. Т. Абдурасулова Нормативный подход к исследованию личности детей дошкольного возраста./ «Психолог в детском саду»№ 4 , 2006.
  4. А. Булычева Решение познавательных задач: возможная форма занятий /«Дошкольное воспитание №4, 1996г. с.69.
  5. С. Щербакова, В. Голицын К вопросу о развитии познавательной активности / «Дошкольное воспитание» № 10, 1991 г. с. 56.
  6. А.И.Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания» Ярославль, 2002.

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик - кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

Организацию и решение познавательных задач;

Применение экспериментирования в работе ДОО;

Использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно - пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Используемая литература:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

Наталья Бурдакова
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа, 3–4 года)

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста (2 младшая группа , 3-4 года )

Воспитатель : Бурдакова Наталья Петровна

Ребенок раннего возраста - настоящий исследователь. Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности. И самое главное, что ребенок не только хочет рассматривать предметы, но и действовать с ними - разъединять и соединять, конструировать из предметов, экспериментировать.

Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий : он познаёт .

«Это интересно. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях - по сравнению с другими детьми»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Познавательная активность направлена на :

Получение новых знаний, их усвоение

Овладение необходимыми умениями и навыками

Появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому , можно всё время стимулировать их познавательную активность . Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы» : подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений : из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается . Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления , восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать.

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства к пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях , животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

Деятельность с предметами способствует развитию восприятия , мышления, памяти и других познавательных процессов . Наиболее ин-тенсивно развивается восприятие . Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие - фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления : все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления : дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность , наличие многочисленных вопросов типа «почему?» , «зачем?» . Их начинают интересовать причины разных явлений.

В процессе практико- познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности : приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем , – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности (один раз в неделю по пятницам) .

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи .

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В младшей группе подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Провели простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы : дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый) . Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной» . Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению использовали стихотворение З. Александровой «Дождик» , русскую народную потешку «дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили : в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз) . Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей» .

Провели с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода - жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной. Предлагали после дождя потрогать воду в луже – холодная, через определённое время стала теплее, вывод : под воздействием тепла (солнце) вода нагревается. То же самое происходит с водой в речке, озере, ручье, летом она становиться тёплой, т. к. солнце её нагревает, можно купаться.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

В группе проводили опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге, сделали вывод : снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку , зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть что случилось? Почему исчезла снежинка?

Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Использовали в работе чтение стихотворение Е. Благининой «Снежинка» . Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу. С большим интересом рассматривали сосульки, провели несколько опытов по ознакомлении со свойствами льда :

1. Рассматривание сосулек на цветной бумаге.

2. Потрогай сосульку.

3. Постучи сосулькой.

4. Резные сосульки.

Так дети узнали, что лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.

В процессе работы, используя проведение опытов, убедились в том, что в младшем возрасте у детей можно сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.

Познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой.

Для этого использовали следующие опыты :

Превращение воды в лёд.

Превращение льда в воду.

После проведения ряда опытов дети легко ответили на вопросы, что произойдёт с сосулькой, если её занести в группу ? Опустить в банку с водой? и т. п. Знания, полученные в детском саду, закреплялись дома (изготовляли с родителями цветные льдинки) . На прогулке проводили занятия в форме игры, например, со снеговиком, сделанным ребятами. Предлагали взять его в группу , задавали вопросы :

Можно ли это сделать?

Почему нельзя?

А может всё-таки не растает снеговик?

Нос растает или нет?

Из чего он сделан?

В заключение прогулки взяли снеговика в группу , поместили в тазик. После наблюдений дети правильно смогли ответить на ряд вопросов : Что случилось со снеговиком? Почему? Что тает быстрее – снег или лёд?

Познакомили детей со значением дождя (воды, снега, льда для живых организмов.

С помощью иллюстраций выяснили : где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

Снег помогает зайцу защищаться от врагов (заяц белый и снег белый, волку трудно увидеть его на снегу) . Весной снег тает, т. к. солнце греет сильнее, чем зимой, превращается в воду, затем растения пьют её, доставая корешками из земли.

Лёд защищает рыб от замерзания, помогает людям безопасно передвигаться через реку. Рассматривали картину «Зима» , художник Б. Г. Гущин. Читали стихотворение З. Александровой «Капель» , «Снежок» , И. Сурикова «Зима» .

Исследуем и объекты неживой природы : песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Провели опыт «Тонет – не тонет» . Определили, что не все предметы тонут в воде. Предложили слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Для того чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, в группе создана определённая развивающаяся среда . В уголке продуктов для режимного момента – опробование находятся разнообразные зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.)

Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование : – разнообразные емкости (кружки, тарелочки, стаканчики, песочные формочки и т. д.) ; – шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые) – измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.) ; – жгут, бинты, салфетки, пипетки; – губка, пенопласт, поролон, вата и т. д.

Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

К концу младшей группы у детей обогатился словарный запас, произошло интенсивное накопление знаний и умений об окружающем мире, дети начали логически мыслить, делать правильные выводы о взаимосвязях живой и неживой природы.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников , развивая их познавательную активность .

Литература

1. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Л. М. Павловой. – М. ; Просвещение, 1986.–176с.

2. Выготский Л. С. Воображение в детском возрасте/ Л . С. Выготский. -М.: Просвещение, 1997.

3. Голицын В. Б. Познавательная активность дошкольников . / В. Б. Голицын// Советская педагогика, 1991, - №3.

4. Педагогика – методики и технологии обучения.

5. Фролов А. А. Развитие познавательной активности у дошкольников/ А . А. Фролов. – М.: Педагогика, 1984.

АЛЕНА БЕРКИМБАЕВА
Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

"Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста "

В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владеть знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребенок является исследователем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

Проблема особенностей познавательного развития , создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста , на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, Д. Брунер, К. Бюлер, психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец). Изучая теоретические и методологические основы развития познавательных способностей детей , выделила целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес . Так, как на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам, значит, условием развития познавательной активности являются практические исследовательские действия самого ребёнка.

Для повышения профессионального уровня и научно-теоретической обоснованности педагогической деятельности обратилась к понятию познавательной активности .

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить как минимум два коррелирующих компонента, неразрывно связанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации :

Что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания ;

Как получает ребёнок информацию (способы познания ) ;

Как перерабатывает ребёнок информацию : что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, упорядочивает, забывает.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Познавательный интерес – это постоянное стремление к умственной деятельности, проникновение в сущность явлений, самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенности познавательного интереса – направленность не столько на результат, сколько на сам процесс познания .

Познавательная активность – яркое выражение познавательных эмоций в процессе деятельности и по её завершению (положительное отношение к познавательной деятельности , проявления удовольствия, радости при достижении успеха).

Так, под познавательной активностью подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательная активность не является врождённой, а значит, для ее формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия. Источником познавательной активности является познавательная потребность , которую необходимо формировать еще в младшем дошкольном возрасте .

Следует отметить, что когда ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен , проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, так как у него возникает внутренняя мотивация к познанию , пониманию и действию. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно и является огромным стимулятором для его дальнейшего развития .

В процессе организации воспитательно-образовательной деятельности можно выделить условия формирования познавательной активности детей :

Своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка,

Отбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми,

Учет личностных особенностей ребенка.

Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности , увеличения объема знаний, умений и навыков.

В процессе поисково-исследовательской деятельности наиболее мощно проявляется собственная активность детей , направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования) .

Наблюдение за деятельностью детей в процессе поисково-исследовательской деятельности и анализ условий воспитательно – образовательного процесс показали, что изменился уровень познавательной активности . Большинство детей проявляли устойчивый, живой интерес к окружающему миру. Они инициативно предлагали и использовали в процессе поисково-исследовательской деятельности различные формы познания объектов неживой природы.

Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Для начала разберемся, что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе.

Несмотря на распространенное употребление в психолого-педагогической теории и практике термина «активность», это понятие, в настоящее время, становится очень трудным и неоднозначным в понимании и видении многими авторами. Одни соотносят активность непосредственно с деятельностью, другие - с результатом деятельности, третьи судят, что активность понятие намного шире по значению, чем деятельность .

Так, по мнению Леонтьева А.Н. активность – это термин, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а так же спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т.е. раздражителей раздражителей .

Н.Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности: собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем . Собственную активность ребенка автор видит в специфической и универсальной формах. По его мнению она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной . Так же автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т.е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменятся его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности и т.д. .

Следовательно, можно утверждать, что активность, в целом, инициируется и выбирается самим объектом – ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.

В активной деятельности дошкольник выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия: сам ставит цели, определяет пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности.

Именно на собственной активности, по мнению Н.Н. Поддъякова, основано детское творчество. Вместе с тем, ребенок усваивает содержание деятельности, данное педагогом-воспитателем, и оно, опираясь на опыт предыдущих действий, преобразовывается в его собственное достижение.

Второй вида активности - активность стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует и сопровождает деятельность дошкольника, показывает, помогает, рассказывает. В ходе такой деятельности дошкольник получает результаты, которые были заранее определены взрослым. .

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что описанные два типа активности обычно не выступают в чистом виде, т.к. они крайне тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в во всяком случае связана с деятельностью, направленной и исходящей от взрослого, а знания, умения, навыки (ЗУН), полученные от взрослых, принимаются ребёнком, перерастая и преобразовываясь со временем в его опыт.

Теперь, разобравшись с определением понятия «активность», возможно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира и действительности» ; «Познание обусловлено развитием общественно-исторической практики, это процесс, отражающий и воспроизводящий действительность в мышлении; это взаимодействие субъекта и объекта, в результате которого появляются новые знание о мире» .

В психолого-педагогической литературе не наблюдается единства в понятии познавательная активность человека. Для обозначения данного явления существует множество терминов: Г.И. Щукина - «ценное личностное Т.И. Шамова - «деятельное состояние», Т.И. Зубкова - «стремление человека к познанию».

С помощью анализа психолого-педагогической литературы сформировано обобщенное понятие «познавательной активностью младших дошкольников» - это личностное образование, состояние, которое выражает в интеллектуально-эмоциональном отклике ребенка на процесс познания: это и стремление к получению знаний, и умственное напряжение, и проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний, это готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение им индивидуальных и общих заданий, проявление интереса к деятельности взрослых и т.д.

Известно, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности ребенка. Главным образом это дошкольное детство.

По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности. Среди них Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссаковская, А.Н. Леонтьев.

Познавательная активность дошкольников проявляется в процессе усвоения ими речи и выражается в словотворчестве. Известно, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может не только познавать и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.

Т.И. Шамова, руководствуясь особенностями развития детей в младшем дошкольном возрасте, полагает, что познавательная активность - это деятельное состояние, проявляющееся в отношении ребенка к предметам и процессам осуществляемой деятельности .

В физиологической основе познавательной активности лежит несогласованность между существующей, реальной ситуацией и прошлым опытом.

Важное значение на этапе включения дошкольника в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, который подразумевает под собой реакцию организма на любые изменения во внешней среде, которые приводят кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение и начало активности исследовательского рефлекса является важным и необходимым условием познавательной деятельности ребенка в младшем дошкольном возрасте .

Таким образом, в основу познавательной активности дошкольников младшего возраста положено желание ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, полученный опыт, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами окружающей действительности. Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях (навык).

Список литературы:

1. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37

2. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвезение-Альфа, М., 2012. – 341с.

3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.


Поделиться