Симптомы кризиса семи лет. Кризис семи лет Причины и признаки кризиса

Кризис семи лет - это еще один непростой период в жизни ребенка и его родителей, не менее сложный и значимый чем кризис трех лет и всем хорошо известный кризис подросткового периода. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения. Безусловно, малышу не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни - и как реакция на эти новые требования - кризис семи лет. И очень часто в предшкольной суете родители не уделают достаточного внимания состоянию ребенка.

Часто мы уделяем слишком много внимания тому, как малыш научился считать, рисовать, вести себя, и со всеми этими заботами забываем заглянуть во внутренний мир ребенка. А что же происходит с ним в это время? Чтобы понять этот кризис изнутри, давайте посмотрим на него снаружи.

Внешние проявлении кризиса семи лет

Даже посторонний человек, сосед или знакомый, который видит ребенка очень редко, может заметить сильные изменения в его поведении. Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке - он становится не таким понятным как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить, как это было, скажем, в три года, до наступления кризиса. Как известно, в любом явлении есть свои положительные и отрицательные стороны. Проявления кризиса семи лет в психологии также принято разделять на позитивные, негативные и нейтральные:

Негативные признаки кризиса семи лет

  • В речи ребенка начинают появляться паузы, как правило, в ответ на указания взрослого;
  • В вашем с малышом общении возникает все больше и больше споров - такова реакция ребенка на ваши поручения и напоминания;
  • Увы, снова - отказ от выполнения привычных требований, а ведь такого труда стоило приучить маленького вредину к их исполнению...
  • Ребенок начинает хитрить по любому поводу, причем даже когда это совсем не оправдано;
  • Как и во время кризиса трех лет, снова появляется упрямство! Но теперь у малыша на это новые причины - если раньше упрямство вызывала ситуация, то сейчас его настроение в данный момент;
  • Малыш начинает предъявлять к окружающим повышенные требования (например, постоянно и занудно напоминая об обещанном);
  • Ребенок становится очень раним и обидчив - любая критика воспринимается в штыки!

Позитивные признаки кризиса семи лет

  • Семилетний человечек начинает всеми способами проявлять свою самостоятельность; появляются новые занятия, увлечения - конструирование, рисование целые дни напролет, шитье игрушек или одежды для кукол и вязание шапочек для младшего братика. Причем, за выполнением того или иного шедевра обязательно должна следовать похвала, иначе талант будет в тот же миг зарыт в землю - интерес без похвалы тут же теряется;
  • У малыша просыпается интерес к школе, и появляется беспокойство по поводу оценок, того, что сказала учительница, хорошо ли он справляется со своими новыми обязанностями и т.д.

Нейтральные признаки кризиса семи лет

  • Ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое поведение» - рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется (пожалуй, кривляние и гримасничанье - одна из самых ярких и заметных черт этого возраста). Однако, кривляние семилетнего ребенка уже не выглядит таким умилительным как раньше, оно имеет привкус искусственности и порой даже раздражает взрослых;
  • Много внимания начинает уделяться внешнему виду - в отличие от детского сада вопрос «что сегодня одеть» и «сделать хвостик или косичку» становится принципиально важным. А некоторые современные дети даже отказываются выйти во двор, не намазав губы детским блеском.

Внутренние причины кризиса семи лет

Итак, если вы уже посмотрели на это описание и более или менее узнали в нем своего ребенка, давайте попробуем разобраться во внутренних причинах этих изменений.

  • Самым важным и заметным изменением в поведении ребенка этого возраста становится утрата детской непосредственности - в самом деле, его подражания взрослому, искусственные кривляния и серьезный интерес к своему виду, оценкам окружающих и тд - все это чуждо беззаботно играющим дни напролет малышам-дошколятам. И это объясняется невероятным явлением - у ребенка появляется внутренний мир, значительно отличающийся от внешнего. Теперь ваш маленький человечек не виден вам как на ладони. Именно в этот период дети любят заводить всякого рода тайнички, дневники, секреты. Теперь малыш снаружи уже не совсем такой, как внутри - вот он, механизм утраты детской непосредственности! И вот почему поведение ребенка становится не таким понятным, а причины его поступков - не такими очевидными и прозрачными.
  • Второе важное явление, тесно связанное с первым: ребенку открывается целый необъятный мирсобственных эмоций и переживаний. Малыш делает своего рода первый шажок в сторону осознания своей личности - он начинает осознавать, что значит «я добрый», «я довольный», «я огорчен» и т.д. В связи с этим у многих детей в этот период появляется увлечение чтением;
  • Ребенок стоит на пороге большого и трудного пути - школьного обучения. В связи с этим - новые роли, новая ответственность - все это большой груз, которые ложится на хрупкие детские плечи. Для семилетнего человечка большую роль начинают играть оценки - не только цифры в дневнике, но и оценки окружающих, одобрение учителя. Через них он начинает познавать себя, насколько он успешен и какое место займет в дальнейшем в социуме. И поэтому в этот период ему очень важна ваша позитивная оценка и поддержка. Ведь сейчас для него маленькая неудача в маленьком конкретном деле может означать его неуспешность как личности;
  • По той же причине ребенок в период, соответствующий кризису семи лет, становится крайне уязвим и обидчив. Ведь он только учится контролировать свои чувства, и очень важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим малышом.

Именно вам, родителям, предстоит эта нелегкая задача сопровождения малыша в новый пока незнакомый ему большой мир, преодолев вмести трудный кризис семи лет. И от вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее восприятие себя - как успешного, полноценного и уверенного человека. Если сложно решить ситуацию самостоятельно, необходимо пройти консультацию психолога и .

Помните, что кривляния, упрямство и капризы совсем скоро пройдут, и ваше чадо станет на шаг ближе к взрослой жизни. Ведь сейчас закладываются самые основы и очень важно, чтобы малыш мог в такой ответственный момент ощущать вашу любовь и поддержку.

Время на чтение: 2 мин

Кризис 7 лет у ребенка является результатом социального развития и определенных образовательных норм. Среди всех возрастных кризисов это единственный, регулируемый и спровоцированный человечеством, поскольку связан социальной необходимостью получения образования в четко отведенные сроки. В тех обществах, где нет необходимости осваивать знания в государственных заведениях (отсутствие таковой или возможность выбора домашнего обучения) или же при отсутствии четких временных рамок начала образования подобные кризисы не возникают. Именно поэтому имеет смысл называть возрастной кризис 7 лет образовательным или учебным, поскольку детерминируется он исключительно образовательной программой.

В других кризисах развития ведущую роль занимает разрешение внутренних проблем личности, возникающих на фоне новообразований психики и несоответствия прошлого социального положения ребенка его появившимся возможностям и умениям.

Школьный кризис 7 лет подразумевает дезадаптационный период различной длительности в связи с установлением иных категорий социального взаимодействия, столкновения с новыми правилами и новыми людьми. При отсутствии подготовки ребенка период дезадаптации может стать довольно продолжительным и тяжелым, причем для всех окружающих.

Среди наиболее ярких явлений присутствуют формы активного и пассивного протеста новым требованиям, общая невротизация состояния, иногда сопровождающаяся соматизацией (именно этим объяснимо учащение простуд, а не с эпидемиологической ситуацией).

Ребенок, чувствуя изменение своей роли, получения определенной доли ответственности и обязанности, начинает стремиться вести себя, как взрослый. Он и ощущает себя таковым, нередки случаи детального и долгосрочного планирования жизни, имитации поведения взрослых. Тут родители могут в карикатурной форме наблюдать свое поведение дома или отношение к работе – именно их реакции будет воспроизводить ребенок, не сильно задумываясь об уместности и соответствии. Выглядит это все неестественно, манерно, настроение может стать нестабильным вследствие растерянности перед новыми задачами, но попытками соответствовать.

В отношении формирования ведущих психических процессов происходит ключевое и окончательное формирование основных когнитивных функций, мыслительных процессов и воображения. Ребенок формирует свою первую жизненную концепцию, с определенными категориями и признаками добра и зла, начинает самостоятельно различать подобные категории без подсказки. Включение в социум и занимаемое в нем место формирует самооценку и окончательно завершает формирование осознавания себя, как отдельной личности. Это полностью меняет мировосприятие, ведь раньше детская психика ощущала полное единство с миром, воспринимала родительские фигуры, как неделимое продолжение собственного существа.

Проблема кризиса 7 лет заключается в том, что многие родители могут упустить изменения в психологическом состоянии ребенка из-за появившейся нагрузки в виде уроков и расписания. Уделяя большую часть времени воспитательным моментам в соблюдении школьных требований вполне может потеряться эмоциональный контакт, способность замечать истинные проблемы тормозящие обучение.

Причины

Выготский кризис 7 лет определял как этап становления социального самовосприятия личности. Основными причинами кризисных переживаний являются внутренние (психофизиологические изменения) и внешние (социальные и общественные нормы) факторы.

Среди психологических факторов появляется потребность активного усвоения собственной новой социальной роли, а также ориентации в иерархической структуре общества. Дети, привыкшие общаться со всеми взрослыми, как с равными себе, долго привыкают к тому, что с учителями необходимо другое поведение. Происходит деление на друзей и отшельников в группе сверстников, появляется потребность не только самопрезентации, но и умения отличать подходящую компанию. Все это очень напоминает взрослую жизнь, поэтому получая обязанности, ребенок начинает активно отстаивать свою самостоятельность и право выбора, причем касается это всех сфер, а не только учебы. Родители часто оказываются не готовы к восприятию своего малыша более взрослым и продолжают применять детсадовский стиль воспитания, на фоне чего возникает множество конфликтов.

Получив официально признанную новую социальную роль, ребенок не имеет достаточного адаптационного опыта для быстрой перестройки или способности поддерживать две модели поведения – маленького и школьника.

Отсюда возникает либо стремление к отвержению прошлой роли (отказываясь ложиться рано спать или играть с младшими детьми) или же регрессия (попытки вернуться в садик, жалобы, возвращение к поведению лет пяти). Окончательное осознание себя отдельной личностью формирует два локуса оценки – внешний и внутренний, что формирует более зрелую личность. Ребенок отличает свою оценку собственных поступков и чужую, понимая, что они не всегда идентичны. Это усиливает независимость суждений и поступков, ведь теперь чтобы воспринимать свою личность в позитивных красках, а поступки, как правильные – нет необходимости полного подчинения кому-то. Это может повышать уровень непослушания, ведь расстроенное лицо матери больше не означает, что он поступил действительно плохо – это становится просто ее оценкой ситуации.

Система социальных отношений становится более ранжированной, в ней появляются близкие и формальные взрослые, приятные и незнакомые сверстники. На первых порах наличие такого разнообразия подкатегорий и потребность постоянного тестирования реальности является энергозатратной для детской психики. Ведущей деятельностью остается учебная, в связи с чем уровень напряжения растет во всех направлениях, включая как когнитивные процессы, так и эмоциональную сферу.

Школьные правила и запреты являются внешними факторами, изменяющими психику. Для изучения пределов дозволенного, поиска обходных путей и , для улучшения собственной жизни ребенок использует не диалоговую модель (присущую на более зрелых этапах развития), а поведенческую. Выглядит это в провокационном поведении, игнорировании, непослушании, саботировании. Цель у подобного поведения одна – проверить насколько действительно крепки и нерушимы правила, насколько родители и учителя поддаются влиянию.

Физиологические изменения (смена зубов, быстрый рост, увеличение силы и мышечной массы, улучшение навыков концентрации и выносливости) предоставляют множество новых возможностей. Вместе с тем именно физические (хоть и позитивные) изменения даются детям тяжело. Они не осознаются, но требуют адаптации, привычная способность контролирования своего тела меняется, что в итоге вызывает состояние постоянной фоновой неосознаваемой тревожности. Довольно трудно понять свою раздражительность, связанную с выработкой привычки аккуратного приложения силы или адаптацией к новым параметрам собственного тела и его пропорций.

Симптомы кризиса 7 лет

Особенности кризиса 7 лет проявляются индивидуально и количество времени связано с атмосферой в семье, уровнем понимания родителей, что именно происходит сейчас с ребенком, наличия помощи, поддержки и подготовки к изменениям. Понять, что изменения в жизни даются ребенку тяжело можно по определенной симптоматике. Чаще всего это проявляется непослушанием, так ребенок выражает собственный протест изменения, к которым не готов или число и интенсивность которых превышает привычные нормы психической нагрузки. Это может быть своеобразная попытка вернуть все, как было или показать взрослым, что он не справляется с требуемым объемом или темпом.

Непослушание может включать не только прямой отказ от выполнения требований или просьб, но также проявляться в качестве упрямства в отстаивании своего мнения. Например, школьник согласен делать все уроки, но упорно отстаивает возможность делать это в удобное именно ему время или может не выполнять задания по одному предмету, считая его неинтересным. Часты в поведенческих проявлениях и капризы, появляющиеся чаще всего в ситуациях информационного перегруза или эмоциональной истощенности. Так же, как в три года при помощи плача малыш сигнализировал о неблагополучии реальности, капризы в семилетнем возрасте говорят о неудовлетворительных условиях, в которых он пребывает на данный момент. Если их игнорировать, то следующим этапом может стать соматизация или на фоне едва выдерживаемого напряжения.

Ярко проявляется стремление казаться взрослее, у ребенка 7 лет появляется деловой тон, он может уделить время родителям после того как закончит важные дела (примерно в такой же формулировке он и будет высказываться). Копирование взрослых жестов и поведения, отказ от детских игр – яркие признаки начинающейся социализации. Испуг родителей от того, что палочкой от конфеты имитируются сигареты, на данном этапе не обоснован и никак не говорит о том, что первоклассник курит за углом – это имитация взрослого поведения. В жестах и реакциях появляется много контроля из-за необходимости выполнять требования, соответствовать определенным нормам. Такая вынужденная необходимость приводит к потере спонтанности, а многие начинают вести себя наигранно.

Критика и просьбы воспринимаются негативно, ведь сейчас ребенок считает себя взрослым и максимально оттачивает навык противостояния. Это необходимый в дальнейшей взрослой жизни элемент у первоклашек из-за неумения разграничивать проявляется практически везде. Можно сказать, что главным является отказать, показать свое я, отвергнуть критикующие замечания о возможности другого решения. Но спустя короткий промежуток времени отказ может смениться согласием – он приходит кушать через краткий промежуток после отказа, выполняет совет родителей относительно своей работы. Так может казаться, что появляется непоследовательность поступков и чувств, которая вполне объяснима потребностью реализации умения противостоять.

Замечая, как поменялись правила для него самого, ребенок 7 лет начинает пытаться поменять правила для всей семьи, установить свою власть. В лучшем варианте это будет расписание, по которому должна жить вся семья с определенным временем обеда и выполнения занятий, в худшем это превращается в террор и попытки осуществления любых своих прихотей.

Столкнувшись с огромным количеством новых обязанностей, ребенок нервно реагирует на любые требования и долженствования. Все свои пожелания нужно формулировать с целью актуализации собственного интереса у ребенка или потребности их выполнить. Приказы или даже просьбы могут восприниматься негативно. Требования относительно поведения лучше не произносить, а показывать собственным примером. Если таких ситуаций не возникает можно показывать соответствующие фильмы или рассказывать истории, без указания на долженствование соответствовать. Дети на данном этапе жадно поглощают информацию о правилах существования в социуме, поэтому легко схватывают такие завуалированные послания.

Чтобы снизить уровень стресса, исключайте сразу игровую деятельность из жизни ребенка, заменяя ее учебной. У него должен оставаться промежуток привычного мира, где можно отдохнуть и расслабиться. Хорошо еще перед школой проводить обучающие подготовительные занятия, касающиеся не только изучения базовых знаний, но и относительно форм воспитания (необходимость придерживаться расписания, уважать взрослых и прочее). Поощряйте достижения, связанные не только с когнитивными функциями, но и умения устанавливать и ориентироваться в социальном взаимодействии. Первую хорошую оценку можно отметить семейной прогулкой, а приобретение новых друзей поощрить детскими посиделками у вас в гостях с чипсами и фруктами.

Важно уважать решения, принятые ребенком, даже если они нелепы. В качестве коррекции может подойти напоминание, например о том, что в прошлый раз гулять на голодный желудок было неприятно, а эксперименты с внешностью лучше оставить до отзыва сверстников. В случае возникновения спора не давите авторитетом и не запрещайте чего-то без аргументов, таким образом, вы поощряете прямой протест или упрямство. Разговаривая с применением фактов, вы не только узнаете мотивацию ребенка, но и получите возможность высказаться и услышать его. Любой диалог оставляет между вами контакт, что является более значимым, чем формальное сохранение позиций. Кризисов и тяжелых моментов впереди еще много и важна подсознательная уверенность в родительской поддержке, дающая возможность посоветоваться в спорных вопросах и получить защиту или дельный совет в случаях, когда невозможно справиться самостоятельно.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину), или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше, чем забавляют себя и взрослых. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет . В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности . Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Детская наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как внутри. По его внешнему поведению взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет не самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредствуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994). По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок безо всяких проблем выполнял обычные режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляется непослушание, споры со взрослым, возражение по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал безо всяких возражений) и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей.

Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не делать этого, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продолжает выкрикивать названия.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение . Ребенок может изображать какого-то конкретного члена семьи (например, отца) или стремиться к выполнению каких-то «взрослых » обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, которое повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду . Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».

Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети «перестают слышать » или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного времени данные правила были нераздельной частью целостного отношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему. В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него - нарушение. Это нарушение привычных правил является следствием их осознания и возникшего отношения к ним. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию взрослого. Он опробует себя в привычной ситуацию через нарушение обыденных, привычных правил.

Однако отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемое» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.

Переломным моментом в жизни каждого ребенка является кризис 7-летнего возраста. Этот период характеризуется определенными симптомами, далеко не всегда приятными для родителей. Возрастная психология занимается изучением данного вопроса уже много десятилетий и добилась некоторых успехов. В этом возрасте у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Развитию подобной потребности во многом способствует и культурная среда, в которой дети растут. Еще с малых лет ему внушается, что пойдя в первый класс, он повзрослеет и будет уже совсем как взрослый. Именно поэтому он хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы.

Кризис 7-ми лет связан с началом школьного обучения

Причины и признаки кризиса

Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).

Психологи установили, что основной причиной кризиса является личностное развитие ребенка, а также появление самопознания.


В 7 лет дети уже кажутся себе взрослыми

Кризис имеет свои проявления:

  1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
  2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
  3. Горькая конфета. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.

Начало и этапы кризиса

Специалисты в области детской психологии разграничивают младший школьный и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Л.С. Выготский считал, что в этот период ребенок начинает задумываться о смысле деятельности и о получении удовольствия от нее или неудовлетворения. Другими словами у детей возникает эмоционально-смысловая ориентация основ поступка. В целом возрастная периодизация Л.С. Выгтского насчитывает 6 кризисных периодов от рождения до совершеннолетия.


Психологические основания кризиса

Согласно Д.Б. Эльконину, выдающемуся педагогу, с осмыслением поступков и происходит переход в новый возраст (от дошкольника к младшему школьному возрасту).

Кризис протекает по-разному в зависимости от того в каком возрасте родители решат отдать ребенка в школу, в случае если он идет в младшую школу поздно (7,3-8 лет), его ожидают следующие фазы:

  1. Докритическая. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
  2. Критическая. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
  3. Посткритическая. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.

Кривлянье — еще один признак кризиса

Дети, которые идут в школу рано (до 6,5 лет), проходят через следующие фазы:

  1. Объективные предпосылки для учения в школе не сформированы, ребенка не интересует учеба. Он не хочет делать домашнее задание, его гораздо больше привлекают игры и развлечения.
  2. Школьник не удовлетворен своим общественным положением, что приводит к дискомфорту и, как следствие, негативной симптоматике.
  3. В случае преодоления противоречий, у детей стабилизируется личностно-эмоциональное состояние и восстанавливается комфорт, иначе негативные симптомы усиливаются и продолжаются еще достаточно длительное время.

Будьте осторожны, если все-таки решили отдать малыша в школу рано, помните, что это может привести к отставанию в учебе. Детская психика еще не приспособлена к смене характера деятельности. Отставание от одноклассников может продлиться еще много лет.

Мнение психологов

Итак, кризис необходимое условия развития личности. Как считал Л.С. Выгодский, есть два типа возрастов: стабильный и критический. В критический для человека период происходит бурное развитие. Данный период характеризуется нарушением гармонии между ребенком и окружающей его средой, к тому же, в это время происходит распад старых представлений и появляются новые о мире и самом себе.


Что меняется в психологии ребенка

Однако мы встречаемся и с противоположным мнением психологов. Такие ученые, как Л.И. Божович и Д.Б. Леонтьев считают, что кризис это – проявление ошибок воспитания. Этот критический момент, в первую очередь связывается со сменой основного вида деятельности (переход от игр к учебе), исходя из чего, в жизни появляются новые цели. Согласно мнению Д.Б. Лентьева кризис не является необходимым этапом для перехода из одного возраста в другой, это болезненный и острый период развития. Отчасти подобное поведение детей он объясняет ошибками в воспитании родителей.

Как можно заметить, даже в контексте детской психологии нет единого мнения относительно такого периода в жизни, как кризис. И родитель сам для себя должен решить бороться ли ему с непослушным ребенком или переждать бурю.

Какие трудности ждут родителей?

Итак, попробуем понять, с чем могут столкнуться родители и как перебороть кризис.

В 7 лет детская жизнь вступает в непростой период, ребенок идет в первый класс, его социальное окружение меняется, меняются его обязанности и повседневные привычки. Родителям кажется, что их покладистое чадо становится абсолютно неуправляемым и начинает замыкаться в себе, начинает кривляться и строить из себя посмешище.


У ребенка учащаются перепады настроения

Специалисты в области психологии утверждают, что в 7 лет у детей формируется социальное «Я», что и приводит к изменениям в поведении. Но что это значит?

Происходит смена интересов, то есть игры перестают его интересовать, теперь основным видом его деятельности становиться учеба, его оценки и достижения. Дошкольник начинает осознавать себе как отдельный самостоятельный индивид со своими чувствами и переживаниями и старается их проявить максимально, откуда и появляются театральность поведения и кривляние.

Родители могут столкнуться с тем, что их сын или дочка не хотят идти в школу. Но в чем же кроется причина? Из разговоров взрослых у детей складывается впечатление, что в школе его ждут исключительно трудности, а они их опасаются. К тому же у большинства детей тяга к учебе и желание научится писать и читать, отчасти удовлетворено еще в детском саду.


Первые дни в школе — самые сложные

Что делать родителям?

Что же все-таки делать родителям, чтобы пережить этот период в жизни их малыша. До 7 лет ребенок ведет себя совершенно иначе, и теперь родителям придется иметь дело с кардинально изменившимся характером их любимого чада. В первую очередь необходимо понять, что у первоклассника уже есть свое собственное мнение, и он будет его отстаивать, поэтому к нему нужно относиться с уважением. Нельзя запрещать что-то ребенку не обосновывая свое решение. Родители не должны забывать и о том, что ребенок научился мысли и сопоставлять слова с действиями, поэтому ваше поведение должно быть последовательным, иначе дети поймают вас на несоответствии и перестанут слушаться вас.


Советы родителям, что делать

Порадуйтесь за своего малыша, ведь он стал уже совсем взрослым, поддержите его.

Не стоит концентрировать свое внимание на поведение ребенка. Поставьте перед собой понятную задачу – подготовить его к школе. Благодаря общению и совместной работе будут решены и другие поведенческие проблемы вашего обожаемого чада.

Как сделать адаптацию ребенка к школе легче?

Как уже было сказано, поступление в школу является для ребенка стрессовой ситуацией. Родителям необходимо делать все, чтобы адаптация прошла для ребенка безболезненно. Попробуйте за месяц до начала уроков изменить режим дня ребенка, приучите его вставать рано и не сидеть допоздна за просмотром мультиков.


Знакомство со школой надо организовать заранее

Заранее организуйте знакомство ребенка с его будущими учителями и школой, прогуляйтесь по коридорам зайдите в столовую, туалет. Так ему будет значительно легче ориентироваться в школе. На первое сентября он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Не стоит на первых парах увлекаться кружками, спортивными секциями и репетирами. Ребенку нужно время привыкнуть, хотя б к чем-то одному, в данном случае, к школе. Он не может делать успехи во всем одновременно, пока стоит сосредоточить внимание на школьном образовании. Коллективными усилиями преодолеть все трудности будет гораздо легче, сотрудничайте с ребенком, а не ругайте его за непослушание, найдите с ним общий язык и все обязательно получится.

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.


    Кривляние и паясничание – характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.


    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего – не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку – забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».



    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать – наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.



    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи – например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.


    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки – планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.



    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    Поделиться