Кравец Валентина Александровна
Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме «Осень»
среды для самостоятельной
деятельности
Групповая , подгрупповая
сентябрь Тема недели :«Осень »
Понедельник, 3
Утро Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
(по плану инструктора по физкультуре) .
Беседа с детьми «Золотое время года»
Цель : систематизировать знания детей об осени ;
Составление рассказов по картине о осени .
Цель : учить детей составлять рассказы о осени ;
Продолжать учить детей как правильно держать карандаш с Кириллом, Егором Соней, Мишей Б; Ситуативная беседа «О дружбе и щедрости»
Цель : способствовать формированию у детей представлений о дружбе и щедрости; развивать способность отличать хорошее от плохого;
теме
«Осень золотая »
Коммуникативная
Социализация
Безопасность
Познание
Речевое развитие 1. Физкультура (по плану инструктора по физкультуре)
2. Рисование «Осенние листья »
Цель : учить детей делать отпечатки листьями; учить смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета; учить различать и называть деревья, узнавать листья (Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет, стр. 16);
Прогулка
Познание
Безопасность
Социализация
Здоровье
Безопасность
Речевое развитие
Коммуникативная Прогулка№1 (картотека)
Трудовая деятельность
Цель
п\и «Совушка» , «Веревочка»
Цель
д\и «Что сначала, что потом?»
Цель
движений :
Ситуативная беседа №1 (картотека)
«Что делать если ты потерялся?»
Цель : закрепить с детьми основные правила поведения в данной ситуации; Самостоятельная игровая деятельность;
Игры с выносным материалом;
Перед обедом Познание
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Коммуникативная
Социализация
Художественно-эстетическое
Прослушивание музыкальной композиции : А Вивальди «Времена года. Осень » Игровая ситуация «Наведем порядок в своем шкафчике»
С Ариной, Соней,
Кирой Ситуативная беседа «Когда
и как полезно есть»
Цель : формировать понятие «Правильное питание»
Здоровье
Безопасность
Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие Комплекс пробуждения № 1
Массаж головы «Я хороший» , «хождение босиком по полу»
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Пересказ наиболее понравившихся эпизодов
Коммуникативная
Познание
Социализация
Безопасность
Речевое развитие
«Правила поведения в работе с книгой»
Цель : закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в работе с книгой
Игры малой подвижности : «Тишина у пруда» , «Ровным кругом» , «Круг кружочек»
Цель : развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр;
Индивидуальная работа по ФЭМП
Игра «Что больше?»
Цель : закрепить умение сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения большой, маленький с Егором С, Пашей, Лешей, Данилом;
Ситуация № 4
«Сантехник»
Цель : продолжать способствовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью и жизни; Самостоятельная игровая деятельность детей
Сюжетно-ролевая игра по выбору детей
Цель : самостоятельность;
недели режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной
деятельности
Групповая , подгрупповая индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
сентябрь Тема недели :«Осень »
Вторник, 4
Утро Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Художественно-эстетическое Утренняя гимнастика (по плану инструктора по физкультуре) .
Беседа с детьми «Откуда хлеб на стол пришел?»
Для чего нужен хлеб?
Как убирают хлеб?
Цель : формирование представлений детей о выращивании хлеба.
Чтение пословиц и поговорок о хлебе;
Индивидуальная беседа с Игорем об окружающем мире :
Что видел по дороге в детский сад?
Какие изменения произошли в природе?
Ситуативная беседа «О болезни грязных рук»
Цель : учить детей самостоятельно умываться, следить за чистотой своих рук, мыть их по мере необходимости после туалета с мылом;
Разместить на магнитной доске иллюстрации к теме
«Осень золотая »
Коммуникативная
Социализация
Безопасность
Познание
Речевое развитие 1. Познание (ФЭМП) Занятие №1
Цель : совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов , обозначать результаты сравнения словами : поровну, сколько-столько;
2. Музыка (по планам музыкального руководителя)
Прогулка
Познание
Безопасность
Социализация
Здоровье
Безопасность
Речевое развитие
Коммуникативная Прогулка№2 (картотека)
Трудовая деятельность : уборка сухих листьев на участке;
Цель : формировать умение работать дружно, в коллективе
п\и «Совушка» , «Веревочка»
Цель : учить выполнять действия по сигналу
д\и «Что сначала, что потом?»
Цель : уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов;
Индивидуальная работа по развитию основных движений :
«Кто быстрей?»
Цель : упражнять детей в быстром беге;
С Миланой Л, Настей, Лизой; «Знакомство с улицей»
Цель : уточнить представление у детей об улице, дороге повторить с детьми. Что улица делиться на две части : проезжую и тротуар; продолжать закреплять знания детей о транспорте; Самостоятельная игровая деятельность;
Игры с выносным материалом;
Перед обедом Познание
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Коммуникативная
Социализация
Художественно-эстетическое
композиции : А Вивальди «Времена года. Осень » Ситуативная беседа «Плох обед, если хлеба нет»
Цель : продолжать осваивать
Правила культурного поведения во время еды, развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами
Здоровье
Безопасность
Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие Комплекс пробуждения № 2
Закаливающий массаж подошв ног «Поиграем ножками»
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворений о осени ;
Цель : продолжать знакомить детей с поэзией разных поэтов;
Коммуникативная
Познание
Социализация
Безопасность
Речевое развитие
Продуктивная Этическая беседа «О дружбе и друзьях»
Цель : закреплять умение составлять описательные рассказы о друзьях, используя план- схему ; Индивидуальная работа по ФЭМП
«Дорисуй правильно»
Цель : закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее правильно с Арсением, Матвеем, Лерой; Ситуация № 5 (картотека)
«Осторожно телефон»
Цель : закреплять умение безопасному пользованию телефоном детьми, то есть отрабатывать навыки безопасного ответа на телефонные звонки Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
Цель : закрепить специфику работы мужского и женского
парикмахера; развивать умение вступать в ролевое взаимодействие. Строить ролевой диалог
Игры детей в дидактическом уголке
недели режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной
деятельности
Групповая , подгрупповая индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
сентябрь Тема недели :«Осень »
Среда , 5
Утро Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Художественно-эстетическое Утренняя гимнастика (по плану инструктора по физкультуре) .
Беседа с детьми «Осень в жизни хвойных и лиственных деревьях»
Цель : формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях;
Индивидуальная беседа с Ариной, Ромой «Где я живу?
Цель : развивать связную речь, обогащать словарный запас;
д\и «Времена года»
Цель : речь, логическое мышление с Соней, Надей, Никитой Ситуативная беседа «Куда девается пища?»
Цель : закреплять знания о необходимости внутренних органов
Разместить на магнитной доске иллюстрации к теме
«Лес осенью »
Коммуникативная
Социализация
Безопасность
Познание
Речевое развитие 1. Познание (ФЦКМ)
«Что нам осень принесла ?
Цель : расширять представления детей об овощах и фруктах; закреплять знания о сезонных изменениях в природе;(О. А. Соломенникова, стр. 28)
2. физкультура (по плану инструктора по физкульуре) ;
Прогулка
Познание
Безопасность
Социализация
Здоровье
Безопасность
Речевое развитие
Коммуникативная Прогулка№3 (картотека)
Трудовая деятельность : уборка сухих листьев на участке;
Цель : формировать умение работать дружно, в коллективе
п\и «Футбол»
Цель : учить отбивать мяч ногой, играть в коллективе
п\и «Лиса в курятнике»
Цель : развивать координацию у детей
д\и «Хорошо- плохо?»
Цель : развивать логическое мышление;
Индивидуальная работа по развитию основных движений :
Д\и «Попади в обруч»
Цель : упражнять в метании в цель с Никитой, Лешей, Кирой, Миланой Л; Ситуативная беседа №4 (картотека)
«Полосатая зебра»
Цель : продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения; Самостоятельная игровая деятельность;
Игры с выносным материалом;
Перед обедом Познание
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Коммуникативная
Социализация
Художественно-эстетическое
Продолжать прослушивание музыкальной композиции : В Беллини «Каватина Нормы» Ситуативная беседа «Научи Незнайку правильно вести себя за столом»
Цель : закреплять культуру поведения во время обеда
Здоровье
Безопасность
Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие Комплекс пробуждения № 3
Продолжать закаливающий массаж подошв ног «Поиграем ножками»
Чтение художественной литературы
«Приходите в гости к нам»
Цель : развивать умение слушать песенки, потешки, воспитывать любовь к устному народному творчеству
Коммуникативная
Познание
Социализация
Безопасность
Речевое развитие
Продуктивная Художественное творчество :
«Осенние фантазии »
Цель : познакомить детей с техникой рисования по мокрому; продолжать учить детей рисовать красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию
Уборка в игровом уголке
Цель : учить перед началом работы одевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, расставлять на свои места Индивидуальная работа по ФЭМП
д\и «Цвет» ;
Цель : закреплять умение соотносить цвет предмета с образцом с Игорем, Пашей, Лешей; Ситуация № 7 (картотека)
о культуре поведения
Цель : продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение окружающим людям; самостоятельно оценивать позитивные и негативные поступки
Настольно- печатные игры : мазайка, кубики пазлы и другие
Цель : развивать внимание наблюдательность, память; умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете
недели режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной
деятельности
Групповая , подгрупповая индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
сентябрь Тема недели :«Осень »
Четверг, 8
Утро Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Художественно-эстетическое Утренняя гимнастика (по плану инструктора по физкультуре) .
Беседа с детьми «Осень в жизни диких животных»
Цель :учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; Артикуляционная гимнастика : «Улыбочка» , «Вкусное варенье» , «Дудочка» ;
пальчиковая гимнастика : «Осень » , «Грибы» с подгруппой детей ; Ситуативная беседа «Витамины я люблю?»
Цель
Разместить на магнитной доске иллюстрации к теме
«Осень в жизни диких зверей»
Коммуникативная
Социализация
Безопасность
Познание
Речевое развитие 1. Развитие речи
«Надо ли учиться говорить?»
Цель : помочь детям понять, что зачем они будут делать на занятиях по развитию речи (В. В. Гербова, стр. 27)
2. Музыка (по плану музыкального руководителя)
3. Физкультура на воздухе 9 по плану инструктора по физкультуре)
Прогулка
Познание
Безопасность
Социализация
Здоровье
Безопасность
Речевое развитие
Коммуникативная Прогулка№4 (картотека)
Трудовая деятельность : уборка сухих листьев на участке;
Цель : формировать умение работать дружно, в коллективе
п\и «Палочка-стукалочка»
Цель : развивать слуховое внимание
п\и «Охотники и утки»
Цель : развивать глазомер, ловкость
д\и «Ветер, ветер, ты какой?»
Цель : упражнять в подборе прилагательных;
Индивидуальная работа по развитию основных движений :
Прыжки через ров
Цель : способствовать физическому развитию детей через вовлечение их в игровую деятельность с Мише Ш, Матвеем, Мишей Б, Данилом, Арсением Ситуативная беседа №5 (картотека)
«Устройство проезжей части»
Цель : закрепить знания детей о транспорте и дорожных знаках Самостоятельная игровая деятельность;
Игры с выносным материалом;
Перед обедом Познание
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Коммуникативная
Социализация
Художественно-эстетическое
(по усмотрению воспитателя) Ситуативная беседа «чтобы зубы были крепкими»
Цель : продолжать знакомить с правилам личной гигиены, закреплять правила ухода за зубами и полостью рта, закрепить знания о пользе кисло- молочных продуктов;
Здоровье
Безопасность
Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие Комплекс пробуждения № 4
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворения М. Ивенсен «Осень »
Цель : помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения М. Ивенсен «Осень »
Коммуникативная
Познание
Социализация
Безопасность
Речевое развитие
Продуктивная Нравственно- этическая беседа «Что такое улица, и по каким правилам она живет»
Цель : знать, что улицы города, как его составляющие, живут по определенным правилам, нуждаются в уходе, обновлении, ремонте; какие службы заботятся о порядке на улицах города, чем они занимаются; уметь отвечать на вопросы педагога небольшим рассказом, используя знания, словарь полученные ранее, из личного опыта; Индивидуальная работа по ФЭМП
д\и «Собери правильно пирамидку» ;
Цель : закрепить навыки собирания пирамидки от большого к меньшему с Лешей, Егором М, Данилом, Степой;
Ситуация № 8 (картотека)
«Опасные предметы дома»
Цель : закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья предметах, о правилах пользования колющими, режущими предметами Сказка «Лесная история»
Цель : развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность
недели режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной
деятельности
Групповая , подгрупповая индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
сентябрь Тема недели :«Осень »
Пятница, 9 Утро Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Художественно-эстетическое Утренняя гимнастика (по плану инструктора по физкультуре) .
Беседа с детьми «Перелетные птицы»
Цель : расширять и систематизировать знания о перелетных птицах;
Труд в уголке природы : полить и опрыскать комнатные растения
Цель : уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями
Вспомнить стихотворение В. Берестова «Петушки»
Цель : формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом с Миланой Г, Игорем, Пашей; Ситуативная беседа «Витамины я люблю?»
Цель : продолжать учить ребенка заботится о своем здоровье
Разместить на магнитной доске иллюстрации к теме
«Подготовка к перелету»
Коммуникативная
Социализация
Безопасность
Познание
Речевое развитие 1. Лепка «солнце в тучах»
Цель : продолжать учить скатывать детей маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета (Д. Н. Колдина, стр. 21) ;
2. Конструирование «Загородки и заборы»
Цель : упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; (Л. В. Куцакова, стр. 13) ;
Прогулка
Познание
Безопасность
Социализация
Здоровье
Безопасность
Речевое развитие
Коммуникативная Прогулка№5 (картотека)
Трудовая деятельность : подметание дорожек от листьев;
Цель : воспитывать желание трудиться
п\и «Выбивалы» , «Догонялки»
Цель : упражнять в метании в движущую цель, и в беге с увертыванием
Цель : развивать слуховое внимание;
Индивидуальная работа «Попади вдаль»
Цель : закреплять умение бросать вдаль с Ариной, Миланой Г, Кирой, Лерой, Лизой
Ситуативная беседа №6 (картотека)
«Как избежать опасностей на улице»
Цель : продолжать формировать осознанно- правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения; Самостоятельная игровая деятельность;
Игры с выносным материалом;
Перед обедом Познание
Речевое развитие
Здоровье
Безопасность
Коммуникативная
Социализация
Художественно-эстетическое
Прослушивание музыкальной композиции (по усмотрению воспитателя) Ситуативная беседа «Друзья вода и мыло»
Цель : формировать умение детей правильно пользоваться мылом, водой,
полотенцем; дать детям понять, что вода и мыло уничтожают микробы
Здоровье
Безопасность
Познание
Коммуникативная
Социализация
Речевое развитие Комплекс пробуждения № 5
Упражнения дляпрофилактике сколиоза
Чтение художественной литературы
Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденное солнце»
Цель : создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления произведения;
Коммуникативная
Познание
Социализация
Безопасность
Речевое развитие
Продуктивная Труд в уголке природы : помощь в поливании цветов
Цель : продолжать формировать знания детей о том, что растения тоже нуждаются в уходе;
Игры экспериментальные с песком «Из какого песка можно строить, почему?»
Цель : развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования; Индивидуальная работа по ФЭМП
д\и «Расскажи про свой узор»
цель : продолжать учить овладевать пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу с Настей, Степой, Ромой, Соней;
Ситуативная беседа «Один дома»
Цель : продолжать содействовать формированию у детей навыков безопасности и жизнедеятельности; Игры по интересам детей; с\р игра «Магазин»
Цель : продолжать учить детей играть вместе, сообща; формировать навыки культуры поведения в общественных местах;
Елена Кузнецова
Тематическая неделя «Яркие краски осени» в средней группе
Тематическая неделя : «Яркие краски осени » .
Руководители проекта : Воспитатель – Кузнецова Е. А.
Участники : дети, родители, воспитатель.
Возраст детей : проект рассчитан на детей 4-5 лет
Учебный предмет, по которому проводится проект : художественно – эстетическое развитие; познанное развитие; речевое развитие; социально – коммуникативное развитие.
Состав проектной группы : вся группа .
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательно - творческий, детско-взрослый.
Проблема : В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года - осень , явлениях природы происходящих осенью , создавать опору для фиксации наблюдений : собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени - как времени года , её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.
Актуальность. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы о времени года - осень , их интересуют многие осенние явления , я решила изучить эту тему. Я постаралась наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала, создание совместной творческой поделки) . В условиях образовательного процесса укрепляю и расширяю связь с природой, воспитываю бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаю к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель проекта : Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень .
Задачи проекта :
Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам : «Осень » , «Овощи» , «Фрукты» .
Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в неживой природе.
Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом : слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Способствовать формированию умение передавать в рисунке красоту окружающей природы ; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать эстетическое восприятие.
Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком.
Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
Обеспечение :
Методическое :
- «Конспекты занятий в средней группе детского сада » Н. А. Карпухина.
- «Прогулки в детском саду» методическое пособие И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова.
- «Математика для детей 4 – 5 лет » методическое пособие Е. В. Колесникова.
Интернет.
Материально-техническое :
Альбомы «Осень » , «Овощи» , «Фрукты» ;
Картинки, иллюстрации на тему «Осень » , «Урожай» ;
Демонстрационный материал;
Художественные произведения.
Основные методы и формы реализации проекта :
1. Определение темы, постановка цели и задачи.
2. Определение методов и приемов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материала для творческого труда.
6. Изготовление дидактических игр.
7. Составление перспективного плана.
Предполагаемый результат :
Расширение и закрепление знаний и представлений детей об осени , её признаках и дарах;
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики ;
Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой) ;
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап :
Составление плана совместной работы с детьми, педагога и родителями;
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
Подборка литературы;
Разучивание стихотворений об осени , овощах, фруктах;
Рисование на тему «Цвета осени » .
2. Основной этап :
Мероприятия по работе с детьми :
Чтение художественной литературы;
Просмотр мультфильмов;
Рассматривание альбомов и картин;
Наблюдение;
Сбор природного материала;
Рисование;
Дидактические игры;
Пальчиковые игры.
Мероприятия по работе с родителями :
Разучивание стихотворений об осени ;
Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья» , «Ягоды, грибы» , «Осень » ;
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
Организация выставок детских работ : рисунков, поделок из пластилина с использованием природного материала;
Беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.
Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной » .
Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам .
Конкурс семейных поделок из даров осени «Яркие краски осени » .
3. Заключительный этап :
Продукт проектной деятельности :
Оформление выставки детских творческих работ «Цвета осени » ;
Семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Яркие краски осени » ;
Дидактические игры, настольно – печатные игры.
План работы с детьми по теме : «Яркие краски осени » .
Образовательные
области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени .
Развитие математических способностей :
«Закрепление знаний о временах года» (осень ) .
Ознакомление с окружающим :
«Осенний лес . Дары леса» , «Овощи и фрукты» , «Приметы осени »
«В гости к осени » , «Лесные жители осенью » , «У бабушки в деревни» .
Беседы :
«Что мы знаем о лесе и его жителях» , «Что такое листопад» , «Осенние хлопоты людей » , «Осень . Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений :
За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём )
За красотой и богатством осенних красок
За цветником
За перелетными птицами
За насекомыми
За деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки : «Деревья и кустарники нашего детского сада» ,
«Ищем приметы осени »
Ситуативная беседа :
«Почему я люблю (не люблю) осень ?»
«Что нам осень принесла ?»
Просмотр мультфильмов :
«Уроки тетушки Совы. Времена года» , «Серая шейка» .
Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам :
«Приметы осени » , «Мы гуляли на участке»
«Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени , составление описательных рассказов.
Наблюдение за растениями, изменение их окраски .
Словесные игры : «Опиши словами осень !» , «Один – много» , «Когда это бывает?» , упражнение «Какой фрукт я загадала» .
Чтение художественной литературы :
Пословицы, поговорки, загадки об осени ; чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» , заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где вы были?» , «Лес осенью » А. Твардовский, «Падают, падают листья» М. Ивенсен, «Купите лук» И. Токмаковой (шот. песенка, «Зайчик» А. Блок, «Осень » А. Майков.
Социально – коммуникативное
развитие
Дидактические игры : «Найди дерево по описанию» , «Будь внимательным» , «Что это за птица?» , «Найди растение по описанию» , «Описание овощей» , «Отгадай» .
Настольно – печатные игры : «Времена года» .
Трудовая деятельность :
Участие в субботнике «Чистый детсад» ,
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария,
Уборка опавшей листвы.
Беседа : «Во саду ли, в огороде» .».
Беседы по ОБЖ :
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Почему нельзя бегать с ветками и палками» .
Художественно-эстетическое развитие Рисование :
«Цвета осени » ,
«Овощи созрели : пора собирать и на стол подавать».
Лепка :
«Дерево из семян гороха» .
Физическое развитие Беседы :
«Как одеваться осенью ?»
Подвижные игры :
«Съедобное - несъедобное!» , «Вороны и собачка!» .
Пальчиковая гимнастика :
«Мы капусту рубим…» .
Презентация :
Совместная выставка детей и их родителей «Яркие краски осени » .
Аналитический этап :
Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы , а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная мною подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Результаты проектной деятельности :
В результате у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров ;
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики , у детей расширился и активизировался речевой запас;
Большинство родителей приняли активное участие.
прошла тематическая неделя:
«Золотая осень»
Цель : закрепить знания воспитанников о сезонных изменениях в природе, обобщить и систематизировать представления о характерных признаках золотой осени.
Задачи: Сформировать представления об осени, как времени года, о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Развивать эстетический вкус воспитанников, бережное и сознательное отношение к окружающей среде.
Итоговый продукт : экологическая игра «Что, где, когда?»
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкально-художественная, продуктивная.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах.
Е. Трутнева
В течение тематической недели « Золотая осень» воспитанники знакомились с осенними изменениями в природе.
Тема недели была хорошо раскрыта во всех видах детской деятельности.
На изодеятельности рисовали деревья в саду «Стал ветер веточку качать, хочет яблочко сорвать», выполнили коллективную аппликацию «Ёжик».
На развитие речи учились составлять описательные рассказы о Золотой осени,слушали стихи известных поэтов. На занятии по познавательному развитию рассматривали иллюстрации, узнали как звери готовятся к зиме.
В игровой деятельности разучили новые подвижные, хороводные и пальчиковые игры. Для самостоятельной деятельности детей были предложены настольно-печатные игры «Как зовут тебя деревце», лото «Родная природа»», «С какого деревца листок».
В понедельник была проведена беседа «Волшебница - осень». Во время беседы обобщили и систематизировали представления о характерных признаках осени. Ребята рассматривали осенние пейзажи, вспоминали народные приметы, знакомились с пословицами.
Во вторник стояла прекрасная погода и мы с детьми старшей подгруппы пошли на экскурсию в осенний лес.
В лесу дети рассматривали красивые наряды деревьев. Собирали разноцветные листочки, для поделок из природного материала, поиграли в игры: « С какого дерева листочек»,»1,2,3 к дереву беги». Дети рассказывали стихи, вспомнили песни об осени.
В среду была проведена музыкально - дидактическая игра «Овощная ярмарка» с воспитанниками закрепили и обобщили представления об овощах и фруктах, о их пользе для здоровья, о сборе урожая, и заготовке его на зиму.
Дети учились различать овощи и фрукты на ощупь и на вкус. В художественной мастерской выполняли лепку «Блюдо с овощами»
В четверг знакомились с жизнью животных и птиц осенью. Читали рассказы Г. Снегирева
« Как птицы и звери к зиме готовятся», просмотрели презентации: «Лесные жители»,
« Перелетные птицы»
В течение всей тематической недели хорошими помощниками были родители, которые разучивали с детьми стихи, песни об осени, изготовили вместе с детьми поделки из природного материала.
Итог тематической недели мы подвели в игре « Что, где, когда?»в пятницу. Во время игры ребята обобщили представления об осени, осенних явлениях в живой и не живой природе, учились давать правильные и точные ответы.
Воспитатели ДОУ Амельчинкова Е. А.
Тема недели :
«Краски осени»
21.09.15-25.09.15
Программное содержание :
Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы).
Расширение представлений детей об осенних праздниках, изменении в одежде людей осенью, осенних забавах детей.
Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
НОД | ДАТА | ТЕМА | НОД | ДАТА | ТЕМА |
Познавательное развитие (расш.круг) | Ситуативный разговор «Почему нельзя жечь сухие листья» | Худ.эстетическое развитие (рисование) | «В лесу» И.А. Лыкова стр18 |
||
Физическое развитие | Л.И. Пензулаева Занятие 10 стр 26 | Познавательное развитие (ФЭМП) | И.А. Помораева, В.А. Позина Занятие 4 стр 14 |
||
Речевое развитие | Описание игрушек. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина стр.28 | Физическое развитие | Л.И. Пензулаева Занятие 11 стр28 |
||
Худ.эстетическое развитие (аппл/лепка) | «Цветной домик» И.А. Лыкова стр 30 | Физическое развитие (на улице) | Л.И. Пензулаева занятии 12 стр 29 |
||
Худ.эстетическое развитие (музыка) |
Тема: «Краски осени»Программное содержание: Расширение представлений детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы).Расширение представлений детей об осенних праздниках, изменении в одежде людей осенью, осенних забавах детей. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||
Понедельник | Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Утренняя гимнастика. проведение беседы об утренней погоде Цель: учить детей составлять рассказ, говорить полными предложениями, вести диалогическую речь. дидактические игры «Что бывает такого цвета», «Подбери по цвету и по форме» Цель: закреплять основные цвета, учить отличать цвета друг от друга. | Д/и« Какая, какой, какое?». Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению | Рассказывание из коллективного опыта «Как мы гуляли в парке» Уточнять представления детей о двух временах года - лете и осени. Формировать навыки рассказывания из опыта. | Создать условия для рассматривания иллюстрации на осеннюю тематику Цель: уточнять представления детей о времени года осень. | погулять в осеннем парке, понаблюдать за листопадом, погодой |
Решитько Юлия Владимировна
Календарно-тематическое планирование на каждый день по теме «Осень» в средней группе
Понедельник
Тема недели Формы и средства работы
Место в режиме дня
Осень
Беседа. «Осень . Что ты о ней знаешь» . Цель. Учить детей замечать и называть изменения в природе : похолодало, осадки, ветер.
Игровая ситуация «Кукла Даша встречает детей» .
Дидактическая игра «Приметы осени » . Цель : уточнять представления детей об основных приметах осени . Примерная общеобразовательная
Практические упражнения - «Собери листья осенью » . Задачи : предложить детям собрать в ведерочки листья березы и листья клена. Побуждать детей выражать в речи свои впечатления, вести диалог.
«Движение воздуха» - показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Вывод : воздух не «невидимка» , его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
Чтение стихотворения «Осень » , загадывание загадок о ветре – развивать мышление детей.
Загадывание загадок про осень . Цель : развивать сообразительность, эрудицию.
Речевая игра. «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку» . Цель : учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Двигательная деятельность игра «Разноцветная поляна» , «Кот и воробушки» . Задача : Развитие основных видов движений.
Речевая игра с движением. «Дождик» . Цель : учить согласовывать слова с движением.
П /игра «Жмурки с колокольчиком» - развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
Сюжетно-ролевая игра. «Семья» . Собираемся на осеннюю прогулку ». Цель : Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.) Рекомендовать родителям
погулять в осеннем парке , понаблюдать за листопадом, погодой.
Час интересных дел 1. Музыкальное развитие. НОД Тема : «Осень , как рыжая кошка» . Задачи : 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение друг к другу. 2. Развивать правильную артикуляцию, чувство ритма, звуковысотный слух, речь, воображение, наблюдательность, внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение передавать игровой образ. 3. Расширять кругозор детей, их словарный запас.
2. «Аппликация» . НОД Тема : «Укроем землю листочками» . Задачи : 1. Продолжать способствовать умению держать ножницы и работать с ними; формировать умения находить целое по его части.
Прогулка
Познавательно – исследовательская деятельность
Наблюдение за ветром - развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
Познавательно – исследовательская деятельность «Наступила осень - стало прохладнее » - продолжать способствовать умению детей сравнивать погоду летом и осенью .
«Ситуативный разговор «Почему нельзя жечь сухие листья» . Цель : Формировать представления о правилах поведения в осеннем лесу . Познакомить с особенностями листопада. Закреплять знание моделей «Безопасное поведение в осеннем лесу » .
Выучить считалочку. Цель : учить отчётливо проговаривать слова, делать паузу между словами.
Игры с песком. Выполнение построек по выбору детей. Задачи. Учить детей подбирать инвентарь (лопатки, ведра, формочки, сито) в соответствии с замыслом, дополнять постройки различными деталями, обыгрывать их.
Д/и «Какая, какой, какое?» . Цель : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению
Трудовая деятельность : Уборка мусора на огороде. Цель : закреплять навыки работы на огороде.
игры : «Ловишка с бегом» . Цель : Развивать двигательную активность.
.
Задачи
Рассказывание из коллективного опыта «Как мы гуляли в парке» . Цель : Уточнять представления детей о двух временах года - лете и осени . Формировать навыки рассказывания из опыта.
игры : «Едем кататься в осенний лес » - формировать знания об окружающем мире.
Развитие КГН. Проблемная ситуация «Если сандалик не застёгивается» Цель : воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимоотношения при одевании Игровая ситуация «Можно ли кушать сидя под столом» Воспитание культуры поведения во время приема пищи.
Игры с выносным материалом,
Русская народная игра «Утка и селезень» . Цель : развитие быстроты движения.
Словесная игра «Добрые слова» . Цель : развитие речевой активности.
Подвижные игры «Ловишки» , «Найди свой домик» . Цель : развивать ловкость, умение быстро действовать по сигналу, точно соблюдать правила игры.
Изобразительная деятельность
- Творческая мастерская : рисование кистью. Задачи : Умение рисовать кистью. Набирать краску на кисть.
Оздоровительные минутки. «Советы Витаминки» (беседы, игры ЗОЖ)
Д/и «Что за предмет» . Задачи : Умение четко называть предмет и его описывать.
Двигательная деятельность - Подвижная игра «Охота на зайцев» - развитие ловкости, быстроты реакции.
Продолжать знакомить детей с приметами : осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы; ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю.
Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок» - расширять кругозор детей.
Самостоятельная деятельность детей (игры, общение и деятельность по интересам) .
Задачи
Коммуникативная деятельность
Игровая ситуация «Какая погода лучше?» - учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесные и музыкальные образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета.
2 половина дня Чтение В. Бианки «Подкидыш» .
Театральная деятельность. Театр - фланелеграф по сказке «Теремок» - продолжать знакомить детей со сказкой.
Подвижные игры : «Бездомный заяц» . Цели : упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро менять направление движения, воспитывать ловкость и выносливость.
С/р игра «Магазин» - учить использовать предметы – заместители.
. Цель
Пальчиковая игра «Строим дом» . Задачи : Развивать мелкую моторику рук и речь детей.
осени .
Задачи
Игры с песком.
Хозяйственно-бытовой труд. Привлечь детей к наведению порядка в игровых зонах - умение видеть результат своего труда.
Рассматривание иллюстраций. «Осенняя природа » . Цель : учить определять какой осенний месяц изображен , определять приметы осени .
Д/и «Каждой вещи свое место » Цель : воспитывать желание поддерживать порядок в группе , убирать игрушки на место.
Тема недели Формы и средства работы
в зависимости от сложившейся образовательной ситуации
(игры, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность) Программно –методический комплекс Вовлечение семей в образовательную деятельность Инициатива детей
Место в режиме дня
Осень
Утро Коммуникативная деятельность
Беседа «Что нам осень принесла » . Цель : Расширять представления детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы) .
Сенсорные игры - «Покажи цвета радуги» , «Назови похожий предмет» . Развивать активное внимание и быстроту реакции.
Практические упражнения - «Покачаем куклу Таню» . Задачи : Упражнять детей в правильном, плавном протяжном произнесении звука «а» .
Познавательно – исследовательская деятельность. «Солнечный зайчик» . Цель : Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и только при свете.
Двигательная деятельность – П/и «Зайцы и волк» . Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
«У медведя во бору» . Задачи : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге в определенном направлении.
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» .
Беседа с детьми «Машенька заблудилась» - воспитание основ безопасного поведения в лесу
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Культурно-гигиенические навыки. «Умывание» . Цель : продолжать учить детей замечать непорядок в своем внешнем виде, мыть руки и лицо, пользоваться мылом, вытираться полотенцем. Рекомендовать родителям принять участие в выставке
«Осенняя фантазия » Совместная игровая деятельность
Час интересных дел 1. Лепка. НОД Тема : «Ёж колючий, но не злющий» . Задачи : воспитывать уверенность и инициативность; формировать умения лепить ежа, передовая особенности внешнего вида; развивать чувство формы способности к композиции.
2. Физическое развитие. НОД Тема : «Осень » . Задачи : Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений. Побуждать к самостоятельному выполнению упражнений. 2. Способствовать освоению детьми умений : прыгать с высоты 20-30 см, проползать на животе под стулом, перешагивать через мягкие модули, гимнастические палки. 3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
3. Кружок «Домисолька» .
Прогулка
Познавательно – исследовательская деятельность
Наблюдение за воробьем. Цели : углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.
Познавательно – исследовательская деятельность - Беседа «Не все грибы съедобны» . Цель. Формировать понятие съедобно, не съедобно.
Трудовая деятельность : Сбор камней на участке. Цель : продолжать воспитывать желание участвовать в труде.
Двигательная деятельность - Подвижные игры : «Мыши в кладовой» .
Коммуникативная деятельность - «Правила пожарной безопасности детей» Цель : формировать представления о безопасности ребенка.
Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» , «Моя семья» . Цель : развиваем речь, мелкую моторику.
Самостоятельная деятельность детей (игры, общение и деятельность по интересам) .
Задачи : способствовать развитию детской инициативы, позиции субъекта в выборе детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов.
Игровая деятельность - Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» ,
Игры с выносным материалом, - Игровые упражнения – «Ко мне беги» . Цели : развитие легкого бега в одном направлении.
Изобразительная деятельность
- Творческая мастерская : лепка – «Что нам осень подарила » . Задачи : развивать изобразительную деятельность детей; самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать образ.
Развитие КГН. Продолжать учить детей приводить свою внешность в порядок после сна, умываться и расчёсываться, просить о помощи.
Строительные игры «У кого самый высокий замок» - формировать бережное отношение к результатам своего труда. Учить детей самостоятельно организовывать игры, играть дружно.
Трудовая деятельность - Сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек. Цель : формировать умение трудиться подгруппой .
Игры с выносным материалом,
Оздоровительные минутки. «Советы Витаминки» (беседы, игры ЗОЖ)
Игровая деятельность - «Парные картинки» на развитие зрительной памяти, наблюдательности, умение распределять внимание и находить одинаковые изображения.
Самостоятельная деятельность детей (игры, общение и деятельность по интересам) .
Задачи : способствовать свободному выбору деятельности по интересам, развивать стремление к проявлению инициативы и самостоятельности.
Чтение по выбору детей. Составление рассказа на тему «Что мы делаем вместе?» (в семье) - развивать память, выразительность речи.
Коммуникативная деятельность
Совместные игры воспитателя и детей : Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» . Цель : Способствовать расширению круга ролевых действий в знакомой игре.
2 половина дня Игровое упражнение «По тропинке» . Цель : Упражнять детей в ходьбе по лабиринту, развивать координацию движений.
Конструктивно – модельная деятельность «Постройка гаража для машины» . Цель : умение сооружать и обыгрывать постройки.
Рассматривание иллюстраций на тему профессии. Задачи : Закреплять название профессии.
Беседа с детьми о работе медсестры.
Игровое упражнение «Цветной домик» Цель : продолжать учить детей пользоваться ножницами- «на глаз» разрезать широкие полоски бумаги на кубики («квадраты» ) или кирпичики(«прямоугольники» ) Показать прием деления квадрата по диагонали на два треугольника для получения крыши дома. Вызвать интерес к составлению композиции из самостоятельно вырезанных элементов. Развивать глазомер, чувство формы и композиции.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Задачи : Закреплять умение аккуратно пользоваться мылом при мытье рук, вешать полотенце на крючок.
Музыкальная деятельность. Прослушивание музыкального произведения об осени .
Игры со строительным материалом. Задачи : Организовать игры детей с крупным строительным материалом, помочь построить гараж, теремок, мост.
Дидактическая игра «Разложи картинки по порядку» Цель : Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
П/и «Птицы и дождь» Цель : развивать ловкость и быстроту.